Зачем я это смотрю: «Боль и слава» Педро Альмодовара

Зоя Молчанова
24 Июня 2019
3 мин. на чтение
В этой рубрике мы рассказываем о любимых фильмах и сериалах и объясняем, почему готовы тратить на них долгие часы своей жизни. На этот раз посмотрели новую картину Педро Альмодовара. Для нас она о любви во всех ее проявлениях. После фильма хочется сделать что-то хорошее и важное (или хотя бы просто позвонить маме).

Любовь к людям

Если каждый режиссер немного психолог, то Альмодовар — самый надежный специалист. Как еще объяснить его трепетное отношение ко всем персонажам, в том числе к самым незначительным? Он сочувствует даже злодеям, всегда показывая изнанку их темной стороны. Помните «чокнутого профессора» Бандераса из «Кожи, в которой я живу»? Его жестокость в итоге почти оправдана. В «Боли и славе» тоже Бандерас, только не злодей, а пожилой режиссер по имени Сальвадор Мальо. И он болен (физически), разбит (морально) и находится в тяжелом творческом кризисе. Но Альмодовар с первых минут настолько чуток к своему персонажу — как бы ни любил провокации и в буквальном смысле испанские страсти, — что хочется его обнять. Он верит в Мальо до конца, что, кстати, главная черта Альмодовара. Ни один персонаж в его фильмах никогда не остается без поддержки, у каждого есть шанс стать лучше. А не это ли главный признак человеколюбия?

Любовь к матери

Главный лейтмотив творчества Альмодовара — любовь к матери. «Боль и слава» не исключение. Несмотря на абсолютно мужскую историю, место женщине нашлось и здесь. Для героя Бандераса мама всегда была самым важным человеком. Но, как это часто бывает, в погоне за признанием и успехом мы не уделяем родителям должного внимания. И теперь, когда Сальвадор переживает, пожалуй, самый трудный период, он часто возвращается к последним разговорам с матерью и жалеет об упущенном времени. Он осознает: простая и неизбежная трагедия жизни — самая тяжёлая и сложная для души. Особенно для души человека творческого, который постоянно пытается найти свою особую связь с миром.

Любовь к себе

Сальвадор разрушается внутри и снаружи: голова разрывается, спина еле разгибается, а в горле такой ком, что он даже воду пить не может (хотя текила все же заходит). И он уже готов выбрать самый легкий путь: саморазрушение за счет запрещенных веществ. Но среди ночных кошмаров и галлюцинаций различает надежду и, наконец, цепляется за нее. Неужели для него все еще может хорошо закончиться? Да, вот только придется позаботиться о себе, а это непросто, когда ты кажешься себе жалким.

Любовь к профессии

Старые фильмы Мальо признают классикой, но его это не волнует, ведь сейчас он не может творить. Так что просто собирает воспоминания в короткие рассказы, которые годами «пылятся» на десктопе. И даже когда его старый знакомый втихаря читает один из текстов и предлагает поставить по нему пьесу, Сальвадор не считает это хорошей идеей. Но Альмодовар как бы говорит нам: талант нельзя прятать. Когда внутреннее, болючее и тонкое предается огласке, оно часто выстреливает прямо в цель и открывает новые пути развития. И после премьеры в дом  Сальвадора вдруг стучится его первая любовь — главная причина, по которой он когда-то и занялся киноискусством. Именно это заставляет героя снова поверить в себя и свою профессию.

Любовь к жизни

Поклонники Альмодовара называют картину автобиографической. Современный испанский классик этого и не отрицает. И пусть фильм наполнен меланхолией и печалью, режиссеру удается быть каким-то искренне оптимистичным в своей рефлексии. В простых, понятных, часто ироничных диалогах больше легкости и света, чем боли и тоски. Несмотря ни на что, в финале Альмодовар вместе со своим героем будет воспевать жизнь, продолжая тяжелый и очень личный путь.

Что еще? Это фильм-исповедь. Если хорошо знаете Альмодовара, все прочувствуете и поймете. Здесь он не прикрывается метафорами и эпатажем. Он стабилен в своей цветочувствительности (цвет — любимый киноинструмент режиссера), а еще в умении через нескучный быт раскрыть персонажа. Но главное в картине — тихое ненавязчивое повествование. Это история, будто рассказанная шепотом лучшему другу, самому близкому человеку. И в данном случае этот человек — зритель.

Фото обложки:


  • Комментарии
Загрузка комментариев...