Выяснили: почему мы сходим с ума по маскам в Инстаграме

Зоя Молчанова
8 Июля 2019
4 мин. на чтение
Не выспались, а сделать селфи жизненно необходимо? Нет проблем. Вот вам фильтр Subtle в сториз с эффектом «изи бризи бьютифул». И почти никто (кроме профессиональных инстаграмщиц) ни о чем не догадается. Но легкий способ навести красоту — не единственное, почему по инстамаскам все сходят с ума.

Инстаграм видел все: фильтры Valencia и Crema, белые рамки, коллажи, обработку VSCO с хештегами в стиле #vscocam, #vscobest, выгнутые в «Фейстюне» стены, «замыленные» лица и абсолютное отсутствие фильтров. Сейчас «нейчерал» соревнуется с масками в сториз. Кто кого вытеснит, пока непонятно. Но, согласитесь, в вашей ленте становится все больше друзей с лицами в цветочек или четырьмя глазами.

Вообще-то маски — изобретение Снепчата, который в России не так популярен, как, например, в США. С его появлением снеп-фильтры (их запустили в 2015 году) с кошечками и собачками, вылизывающими экран, обосновались в наших фотопотоках, а позже — и в Инстаграмах. Видео с получившимися «оборотнями» просто скачивали и постили в инста-сториз (признайтесь, вы тоже так делали), чтобы охватить еще и подписчиков, которые игнорируют Снепчат. Соцсеть быстро стала популярной, и ее создатель Эван Шпигель почти сразу ввел функцию спонсорских масок. Работало это так: вы делаете селфи с доступными фильтрами, а вам попадаются еще и рекламные, которые, кстати, выглядят не хуже стандартных.


Например, кинокомпания 20th Century Fox, один из первых рекламодателей Снепчата, к выходу нового мультфильма о Снупи придумала маску, с помощью которой можно было сделать селфи с персонажем. И фотографировались с ним даже те, кто не был поклонником мультяшного пса (они же потом шли в кино). Так киностудия заработала 44 миллиона долларов за первый уикенд проката.


В этом вроде бы мимолетном помешательстве виноват тренд на AR, или Augmented Reality, дополненную реальность. Да-да, это она «подсаживает» в ваше селфи любимых героев, заставляет превращаться из женщины в мужчину (и наоборот) или стреляет в вашего друга «лайками» из нарисованной пушки. В Инстаграме, который запустил маски только два года назад, все начиналось с простых фильтров, выравнивающих тон кожи, сердечек вместо глаз и кукольного румянца. В зависимости от инфоповода появлялись новые 3D-образы: можно превратиться в оленя Рудольфа под веткой омелы на Рождество или примерить окровавленные клыки на Хэллоуин. Но контент меняется, становится более живым и персонализированным. Пользователям недостаточно стандартного набора фильтров, отсюда вопрос: а как сделать свою маску?

Дизайнер Алена Гейзер объясняет, что процесс создания маски для Инстаграма начинается с идеи и проектирования. Для этого вам нужен конструктор Spark AR, в котором каких только инструментов нет: можно добавить фейс-трекер (распознавание лица), реакцию на мимику, 3D- и 2D-объекты, анимацию.


«Готовая маска тестируется на смартфоне в приложении Spark AR Player, — добавляет Алена. — Затем загружается в специальный раздел Facebook Spark Hub, а после попадает в Инстаграм. Правда, загрузить маску в соцсеть сейчас может только ограниченный круг лиц — бета-тестеры (в основном это дизайнеры). Я оказалась в их числе».


Режим тестирования, кстати, завершается уже этим летом, так что скоро загружать маски в Инстаграм сможем даже мы с вами. И все же это, скорее, глобальный технологический тренд, а не просто мимолетная инстаграм-тенденция. AR-игрушки только на первый взгляд кажутся несерьезными, на самом же деле их запросто можно назвать мощным бизнес-инструментом. Так, возможность привязывать маски к коммерческим аккаунтам повлечет за собой дополнительный охват (причем космического масштаба) и, следовательно, продажи. Тут Инстаграм наступает на пятки Снепчату.

Бренды и сейчас создают свои инстамаски. Помните фильтр Gucci с париками родом из Средневековья? Или Neon Party Filter, который придумали YSL? С его помощью, кстати, можно было протестировать новые оттенки помад. Dior вообще разрешили пользователям примерить солнцезащитные очки из линейки DiorSoLight.

Маски делают и знаменитости (точнее, команда, работающая на них). Фильтр Кайли Дженнер Lip Kit накрасит вас за секунду — и не чем-нибудь, а всеми оттенками матово-металлических помад Kylie Cosmetics. У Рианны можно позаимствовать венок из бриллиантов (Diamond Ball), чтобы, конечно, сиять ярко like a diamond. Мрачное настроение? Тогда можно перевоплотиться в Билли Айлиш (фильтр bury a friend) с обложки альбома When We All Fall Asleep, Where Do We Go. Останется только выбрать линзы — черные или белые (хотя оба варианта одинаково жутковаты).

Но авторские (дизайнерские) маски еще интереснее. Самые популярные сегодня принадлежат Джоанне Ясковской. Наверняка вы примеряли ее Beauty3000 с эффектом переливающегося расплавленного пластика. Ясковска же автор Zoufriya, Blast и других фильтров, которые иллюстрируют красоту будущего: немного «роботизированные» идеальные лица с неоновой подсветкой. «Четырехглазая» маска (Les Yeux) — дело рук дизайнера Джейд Роше, а еще она придумала фильтр-Эйфелеву башню (La Tour Eiffel). «Кислотные» маски художника Люка Херда с космосом, танцующими огурцами и шокированными котами вполне подойдут для пятничного рейва (ну, или когда на работе аврал и хочется сообщить об этом без слов). А недавно художник Карол Садольски воспроизвел мейкап Пэт Макграт с кутюрного показа Valentino — тот самый, где перья вместо ресниц. Креативному директору бренда Пьерпаоло Пиччоли так понравилась маска, что ее сразу протестировали все сотрудники ателье.


В общем, если решили запастись масками на все случаи жизни, придется подписаться на их авторов, иначе после первого же применения фильтры исчезнут.


«Помимо классических масок, которые вас „преображают“, есть маски со световыми и цветовыми эффектами и искажениями, — рассказывает Алена. — Сюда относятся маски с трекером плоскости (это как раз фильтр с пушкой, которая стреляет „лайками“), маски с трекером цели — такие запускаются при помощи специального изображения или объекта, который их активирует. Например, в маске „Кока-колы“ трекер — банка колы. А еще есть маски-игры, которыми управляет наша мимика (моргание, открывание рта)».

Но самыми популярными по-прежнему остаются те, что разглаживают кожу и блестят. Это такая своеобразная альтернатива «Фейстюну», экономит время, которое раньше уходило на педантичное стирание прыщей и кругов под глазами. Конечно, многие фильтры видно невооруженным глазом, но большего мы от них и не ждем (хотя есть очень реалистичные). Так что никто вас не осудит, как в случае если бы вы нечаянно «зафейстюнили» носогубную складку, а потом уверяли всех, что там #ноуфильтер и #ноумейкап. Проблема одна: эти диджитал-игрушки в очередной раз формируют у нас неестественное представление о том, как мы на самом деле должны выглядеть. Будто отсутствие пор на коже — это вполне окей.

Но, как правило, почти каждая маска, какой бы безумной она ни была, скрывает недостатки. По крайней мере, это самый популярный запрос со стороны бренда, который обращается к дизайнеру. Да, если вы разбираетесь в AR, запросто можете предлагать свои услуги и создавать спонсорские фильтры на заказ.

«Самая частая просьба моих клиентов — гладкая кожа без изъянов, — добавляет Алена Гейзер. — Деформацию лица любят меньше, а вот „гладкость“ просят все без исключения. На втором месте блестки. Чем их больше, тем лучше. Клиенты хотят, чтобы девушки, которые будут пользоваться масками, чувствовали себя перед камерой комфортно, не тратя время на настоящий мейкап».


В каком-то смысле культура масок противоречит другим трендам — социальным. Как же быть с вездесущим принятием себя и осознанностью? Вроде мы только недавно перестали себя «редактировать» и смирились со всеми прыщиками и складками (даже Кайли Дженнер снялась в проморолике для своего бренда без макияжа), а тут вдруг новая волна «улучшайзинга».


С другой стороны, мы действительно воспринимаем маски как развлечение, и это вполне резонное оправдание. Да, фильтры делают наши лица уже, губы и глаза больше, а кожу ровной и сияющей, но одновременно позволяют в очередной раз посмеяться над собой. Наравне с идеальными масками мы пользуемся фильтрами, которые имитируют мемы, тестим странный макияж в стиле Эзры Миллера на последнем Met Gala, ностальгируем по любимым сериалам (вчера, например, мы попробовали фильтр Fire walk with me — да, это фраза из «Твин Пикса»), примеряем брови Фриды Кало и все те же средневековые парики. И если есть возможность за секунду перевоплотиться в кого-то другого без привязки к поводу, то почему нет? Раз уж мы имеем право на неоновый макияж, блестки вместо веснушек и цветные волосы, то и дополненной реальностью можем распоряжаться как хотим. Не говоря уже о том, что сегодня нарисованные 3D-инфлюенсеры зарабатывают больше, чем блогеры из плоти и крови, а на фешн-аукционах продается виртуальная одежда. А ведь нас это уже даже не удивляет.

Тут важно понимать: соцсети — это своеобразная лаборатория для опытов, а фильтры лишь единичный пример того, как аккуратно, но эффективно новые технологии внедряются в нашу повседневную жизнь. Так что дело совсем не в Инстаграме. Он лишь подопытный — и, надо признать, очень сообразительный — кролик, который в какой-то степени нас приручил. Вот тут впору вспомнить «Черное зеркало» (все-таки трекеры в масках запоминают мельчайшие черты наших лиц, мимику, голос) и что мы все «загружены в матрицу». Но это уже совсем другая история.

Фото обложки: @n.dudac


  • Комментарии
Загрузка комментариев...