Все сложно: откуда берутся тренды

Лиза Золотухина
1 Июля 2019
3 мин. на чтение
На вешалке в ближайшем торговом центре опять появилось странное нечто: велосипедки, блузка с бабушкиными рюшами, необычные сандалии — нужное подчеркнуть. И вы снова задаетесь вопросом: «Ну откуда все это взялось?» Отвечаем.

Тот самый монолог

Откуда берутся тренды? Если вы не работаете в модной индустрии, не 16-летняя девушка, мечтающая о карьере в фешн, и не гоняетесь за всеми последними коллаборациями, ответ прост: пересмотрите «Дьявол носит Prada». Или хотя бы знаменитые две с половиной минуты монолога Миранды Пристли (Мэрил Стрип) о небесно-голубом свитере. Там главред журнала «Подиум» рассказывает ассистентке, что пуловер, который героиня Энн Хэтэуэй надела якобы вопреки всем модным тенденциям, на самом деле навязан ей «людьми в этой самой комнате».

И пусть вещей небесно-голубого цвета в тех коллекциях Saint Laurent (тогда еще с Yves) и Oscar De La Renta, о которых говорит Миранда, не было и в помине, сценаристка фильма Алин Брош Маккена очень точно и емко объяснила, как работает мода. И в том числе почему на полках в магазине оказываются леопардовые велосипедки или гиковские сандалии.

Придумывают все это известные дизайнеры, а после дефиле на неделях моды тренд подхватывает быстрый масс-маркет. Иногда, кстати, слишком быстрый. Пока вещи с подиумов неспешно перемещаются в фирменные магазины (производственный цикл в люксе занимает примерно полгода), продавцы из китайских лавочек успевают сшить нечто похожее, продать, снова сшить и еще раз продать. Но это уже совсем другая история, так что вернемся к нашей блузке с бабушкиными рюшами.

Путь вещи

Все же процесс образования тренда намного сложнее, чем показано в «Дьявол носит Prada». И начинается не с божественной искры (то есть импульса между нейронами) в голове дизайнера, а за два-три года до этого, а то и еще раньше. Но давайте по порядку.

Проследить цепочку от полки в магазине до мысли в мозгу кутюрье, как мы уже поняли, довольно просто.


В массовых брендах работают команды дизайнеров, которые внимательно следят за подиумными трендами, вдохновляются известными люксовыми марками (а иногда и бессовестно воруют у них) и придумывают коллекции, которые обновляются примерно пару раз в месяц. Да, сегодня мода задает ну очень быстрый темп.


Но как происходит, что на неделях моды в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже на подиумах вдруг появляются похожие пастельные костюмы, кожаные харнессы или юбки с асимметричным краем? Коллективное бессознательное? Нет — агентства trend forecasting. А работают там предсказатели модных (и не только) тенденций. Конечно, с хрустальным шаром и картами Таро никто из них не сидит, а вот с большими массивами данных они справляются отлично.

Охотники за трендами

Трендхантеры, или дословно «охотники за трендами», следят за тем, как люди в разных городах одеваются (закатывают ли рукава, расстегивают ли верхние пуговицы на рубашках, подворачивают ли джинсы), что смотрят на Netflix, к каким политическим взглядам склоняются и какие фильтры в Инстаграме предпочитают. Для более точных прогнозов трендхантеры сотрудничают с социологами, учеными и IT-специалистами. Вместе они находят общие тенденции, которые собирают в трендбуки и продают различным компаниям.


Да, сфера тренд-форкастинга — это огромный и очень прибыльный бизнес. Ведь обращение к такому агентству практически гарантирует, что компания сможет произвести товар, который точно понравится их клиентам. Разберемся на примере.


В 2015 году одно из крупнейших мировых агентств WGSN объявило главной тенденцией «Историю 2.0». Интерпретировать это можно было по-разному (и в этом сходство таких агентств с «хрустальными шарами»: ответы не всегда получаются четкими), но лучше всех тогда справился новоиспеченный креативный директор Gucci Алессандро Микеле. В первой же коллекции он отказался от заданного ранее вектора на сексуальность и традиционную маскулинность и отправил на подиумы своих знаменитых «мальчиков-художников» в бабушкиных беретах и винтажных блузках с бантами.


Четыре года назад в восторге от этой коллекции были далеко не все. Но посмотрите на полки в условном Zara сейчас: бабушкин берет как раз соседствует с блузкой в рюшах.


Еще на пару лет раньше WGSN заметили возрастающий интерес к спорту и здоровью. И тут модные бренды интерпретировали это практически одинаково. Спорт-шик, кроссовки, худи и треники были в каждой коллекции от Balenciaga до Chanel. Теперь и эта тенденция проходит и уступает чему-то совсем новому.

Чему? Давайте на минуту представим себя на месте трендхантера. Сегодня люди всерьез озабочены экологией. Взять хотя бы самый популярный сериал этой весны «Чернобыль», рассказывающий о страшной техногенной катастрофе, которая переросла в экологическую. Но одним сериалом дело не обошлось. Вы же замечаете, что люди все чаще ходят в супермаркеты с авоськами, а в кофейни — с многоразовыми кружками? Как эту информацию интерпретируют дизайнеры? Узнаем через пару лет. Но процесс уже запущен. Крупные онлайн-ритейлеры открывают целые разделы, посвященные экологичной моде, люксовые бренды отказываются от использования редких видов кожи, а масс-маркет ищет, чем заменить вредный полиэстер.

Фото обложки: Charisse Kenion/Unsplash


Поделиться:
  • Комментарии
Загрузка комментариев...