Все сложно: как искренность в Инстаграме стала трендом и можно ли в нее верить

Зоя Молчанова
19 Августа 2019
5 мин. на чтение
Инстаграм уже давно заменил нам психотерапевта, одновременно наградив диджитал-шизофренией (если такая существует). Кто вы сегодня: ЗОЖ-коуч, «модэл, диджей, фотографер» или «Мисс Селфи — 2011», пропагандирующая осознанность? Шеф-редактор letoile.ru Зоя Молчанова разбирается, как и почему мы стали писать душераздирающие посты в соцсетях и к чему это привело.

Зоя Молчанова

шеф-редактор сайта letoile.ru

Если я скажу, что меня вообще не волнует чужое мнение, вы поверите? А если напишу это под фото в купальнике, которое наверняка редактировала полчаса? Вот вам секрет: на 2-м курсе я продала хорошую фотокамеру (подарок отца), чтобы купить айфон. Ну, потому что было невыносимо: у всех есть Инстаграм, а у меня нет. Серьезно, больше чем отсутствие яблока на задней крышке моей «Нокии», меня беспокоило, что она не поддерживает поглотившую всех соцсеть. Можете считать меня сумасшедшей, но я даже помню чувство, когда впервые сделала селфи. Тогда я залипла минут на двадцать, чтобы выбрать подходящий ракурс. И я правда понимаю тех, кто так и не смог отвыкнуть от перманентных селфи. На них ты совсем другой, возможно, такой, каким тебе хочется быть.

Инстаграм заставил нас выдумывать себе жизнь, которой нет. Разве мы надуваем губы или наклоняем голову, как голуби, в реальной жизни? Разве утренняя яичница с помидорами выглядит фотогеничной, если мы не готовили ее специально для Инстаграма (а я серьезно иногда так делаю)? Разве на наших подоконниках — все самые крутые книги или вся самая любимая косметика, а не слой пыли и фикус? Мы покупаем красивое постельное белье, чтобы фотографировать на нем маску для лица в виде рожка из-под мороженого, присматриваем фактурные столы, чтобы снимать на них завтраки, сами заказываем себе букеты… А потом воннаби-стартаперы придумывают сервис по аренде сто одной розы: делаем фото с букетом, получаем лайки и передаем ведро цветов другому.

Да, возможно, красивые картинки формируют вкус. Но насколько это наш взгляд на вещи? К тому же одних снимков недостаточно, отсюда и вдумчивые подписи, которые изменяются вместе с визуальным контентом. Когда Инстаграм был относительно молод, селфи и «раздетые» фотографии подкреплялись цитатами великих. Под зафейстюненным прогибом вещал старичок Бродский: «Мы будем жить с тобой на берегу, отгородившись высоченной дамбой…» И, скорее всего, высказывания добывались не из томика, что лежит дома на дальней полке, а с сайта «Цитаты.ру». «Фейстюн» тоже спровоцировал волну искренности. Наверное, нам все же было немного стыдно за замазанные поры и 45-сантиметровую талию, поэтому надо было брать интеллектом.

Как-то на свадьбе брата меня сфотографировали на фоне кирпичной стены. Отличная фотография, только мне показалось, что рука толстая, поэтому я принялась за кропотливую работу. «Фейстюн», инструмент «Контур», инструмент «Пластика» — худая рука готова.


Наутро поняла, что кирпич на заднем фоне заметно «поплыл». Было смешно и стыдно. Пост я удалила, хотя под ним было 300 лайков и трогательная подпись с воспоминаниями из детства.


Пик этой горе—«школы ремонта» (когда ты исправлял не только себя, но и двери, стены, окна) пришелся на 2015-й. Хотя тенденция к улучшайзингу появилась сильно раньше. Помните, древние греки изображали себя с идеальными пропорциями? Британский журналист Уилл Сторр в своей книге «Селфи» цитирует слова доктора Майкла Сквайра, специалиста по классической филологии Королевского колледжа в Лондоне, который упоминает калокагатию (kalos — прекрасный, kai — и, agathos — хороший): «Древние греки верили, что внешняя красота напрямую связана с красотой духовной, а уродливость приравнивалась к безнравственности. Мысль, что тело важно для понимания, кто стоит перед тобой, все еще ощущается в нашем обществе». А теперь пофантазируйте: что, если бы в руки древним грекам попал смартфон?

Но вернемся в 2015-й. Тогда до России еще не дошел тренд на принятие себя и осознанность, но пользователи чуть более осведомленные, чем «поклонницы» Бродского, уже знали, как с этим работать. Инстаграм захватили монохромные профили с рассуждениями о ментальном здоровье и любви ко всем своим недостаткам. Девушки с пепельного оттенка волосами и в пушистых свитерах говорили о том, что правда важно, затрагивали не только внешнее, но и внутреннее. Да, они тоже редактировали фото, но выглядело это почти естественно (стерли поры? добавьте эффект зерна). И это завоевало не только сердца обычных девчонок, но и зафейстюненных. Единственное, что настораживало, — они будто жили на другой планете, где никто не ест фастфуд, не пьет алкоголь (только смузи), не использует ненормативную лексику, круглосуточно медитирует и не делает ничего, что может испортить карму.

Я была подписана на одну воодушевленную девушку с огромным количеством фолловеров. Ее посты были мне близки и действительно помогали (позже выяснилось, что почти все слова были скопированы у Эриха Фромма). И вот она согласилась дать интервью молодому изданию, в котором я работала. И что же? Вне инстаграмной реальности она говорила невпопад и выглядела глубоко несчастным человеком. А потом еще неделю утверждала текст, из которого убрала все характеризующие ее как обычного человека, а не фею фразы. Но разве то, что она стала заложницей своего диджитал-образа, оправдывает ее? В какой-то степени да. Когда нащупал то, что вызывает к тебе интерес, да еще и приносит деньги, вряд ли уже сможешь от этого отказаться.

Инстаграм уже давно не просто фотоальбом, а фоторобот наших внутренностей. Можно не только разглядеть все выгодные ракурсы человека, но и понять, что он чувствует, есть ли у него вкус, какие у него интересы, сколько он зарабатывает, влюблен ли, ходит ли к психотерапевту, адекватен ли вообще (и это далеко не все). С другой стороны, Инстаграм — отличная маскировка. Все упомянутое можно выдумать. Даже адекватность. Именно эти двойные стандарты заставляют нас требовать все больше внимания к себе. Мы слеплены из собственных постов и сториз, люди-коллажи. Но мы ли это?

Соцсети искажают даже то, что теоретически могло бы помочь нам наконец расслабиться.


Следуя тренду на осознанность, на то, что каждый человек прекрасен без всяких там лайков, мы так хотим подчеркнуть свою уникальность, что становимся уникальным стадом.


Все потому, что главный инструмент, с помощью которого на этой уникальности можно акцентировать внимание, именно соцсети. И это логично: каждый день мы просматриваем фото инфлюенсеров, которым, на наш взгляд, надо только красиво позировать и задавать под фото вопросы в стиле «А как вы укладываете волосы?». И хотим так же. И, даже если понимаем, что все это вообще не про нас, продолжаем вкладывать в посты все, что еще не успели стереть фильтры и маски.

Почему так происходит? Мы бесконечно сравниваем. Свою фигуру — с фигурой Эльзы Хоск или (что чаще) бывшей девушки бойфренда. Свои отношения — с отношениями невероятно влюбленной инстапары. Свою кожу — с кожей Эмили Ратаковски. Гардероб, косметичку, квартиру, профессию, статус, круг общения, возможность путешествовать, возможность красиво фотографировать и позировать… Мы перманентно недостаточно хороши, потому что об этом говорит Инстаграм. Нашими собственными голосами.


Мы перестаем проживать свои жизни, зато вглядываемся в каждый пиксель чужих, приближаем фото на предмет фотошопа, выискиваем орфографические ошибки в постах, посылаем подружкам, чтобы похихикать, но продолжаем сравнивать, радоваться или расстраиваться.


Итог — эмоциональное и физическое истощение, которое приводит к выгоранию. Да-да, ученые так и называют миллениалов, которые буквально живут в соцсетях, — burnout generation, поколение выгорания, если дословно. Получается, каждый из нас работает как фильтр, пропуская через себя бесконечное количество постов, и устает от этого больше, чем от 8-часовой офисной работы. Мы столько всего видели, что для потребления чуть более сложной информации приходится прикладывать титанические усилия. Все потому, что из-за привычки скроллить и размышлять, почему же у меня не такая классная жизнь, нам сложно сосредоточиться, будь то просмотр фильма со смысловой нагрузкой немного выше, чем у «Реальных упырей», или работа.

Что еще? Мы перекладываем ответственность за свою жизнь на абсолютно незнакомых людей. Никто не учил нас цифровому этикету, поэтому мы не чувствуем границ, не понимаем, когда можно спросить совета в комментариях или директе, а когда лучше даже от бездумного лайка воздержаться. Мы читаем длинные посты, сохраняем их, цитируем друзьям и потом тоже пишем. Иногда даже оказываемся по другую сторону баррикад: наноинфлюенсерами, микроинфлюенсерами — в общем, пользователями, ко мнению которых тоже вполне прислушиваются. И к нам обращаются за советом. А когда мы идем на диалог, очень скоро чувствуем себя опустошенными и злимся: с какой стати я вообще должен разбираться в проблемах незнакомых людей, когда не могу решить свои? Почему я должен отвечать на вопросы в стиле «Откуда платье?», «Где заказать эти сережки?», «К какому психотерапевту ходишь?», «За сколько купил квартиру?», «Как устроиться на работу в медиа?», «Где познакомилась с парнем?»

Тут важно понимать: часто мы сами провоцируем такую реакцию. Сначала делимся личным, а потом просим не лезть в нашу жизнь, закрываем комментарии, устраиваем диджитал-детокс, удаляемся из соцсетей.


Да, бывает, выброс эмоций в Инстаграм действует терапевтически. Но только при правильной дозировке.


Было же такое, что вы пишете пост и каждую минуту проверяете лайки (кстати, скоро их не будут видеть подписчики, но будете видеть вы) и комментарии? Перечитываете, находите ошибки, правите, переживаете, что кто-то поймет вас не так, стараетесь угодить всем. Но кто это — все? Недавно в сериале «Эйфория» я услышала фразу, которая довольно просто объясняет природу наших отношений со всемирной паутиной: «Интернет — странная штука: 10 человек кажутся целым миром». Не говоря уже о том, что посты и сториз мы часто делаем не для двух тысяч подписчиков, а для конкретных людей. Важно, чтобы именно они заметили и считали подтекст.

Что делать? Расслабьтесь и выдохните. Вы и правда прекрасны, уникальны, талантливы, и намного важнее оставаться такими в реальной жизни. А Инстаграм лишь способ делиться взглядом на мир, а не соревнование «Кто первый вывернется наизнанку». Вот банальная, но очень рабочая истина: если кто-то думает или говорит о вас что-то не то, это не ваша проблема. Тем более если этот человек знает вас только по соцсетям.

Верьте тем, чьи установки вам близки. Просто не наделяйте этих людей способностью влиять на вашу жизнь, не ждите большего, не думайте, что знаете о них все, не навязывайтесь в друзья. Воспринимайте это как ответы на вопросы, когда-то отправленные в пространство (ну ладно, в Гугл), и, если вам действительно легче от этих постов, — прекрасно. Как правило, человек рассказывает в соцсетях ровно то, что считает нужным. И это не всегда значит, что он вытащил все свои внутренности, даже если в вас это слишком мощно отозвалось. 

У некоторых получается четко разграничивать Инстаграм и реальную жизнь почти без ущерба себе, другие страдают от давления инфополя, но не могут отказаться от этого полностью. Я где-то посередине. Но я среднестатистический пользователь и представить себе не могу, каково это — ежедневно генерить контент для сотен тысяч подписчиков и не сойти с ума. Ведь многие правда считают, что инфлюенсеры для того и созданы, чтобы публично разрывать их на куски.

Вот что делает мою жизнь в соцсетях легче.

  • Я перестала следить, кто смотрел мои сториз.
  • Не захожу в Инстаграм в рабочее время. Если это нужно по работе, открываю его с компьютера (и то затягивает).
  • Я не смотрю Инстаграм бывшего парня, бывшего босса, бывшей моего бывшего. Хотя раньше для этого у меня даже был секретный аккаунт.
  • Если хочется написать что-то личное под селфи, то пишу, не спрашивая себя, зачем и для кого (для себя, конечно). Если получаю фидбэк, — круто. Нет? Ну и ладно.
  • Стараюсь извлекать пользу от пребывания в соцсетях. Скроллить осознанно. Сохраняю пост, который показался мне интересным, и записываю это в заметки, чтобы не забыть вернуться.
  • Минимально редактирую фото (контраст и затемнение не считается). Все эти редакторы с кучей фильтров отнимают ну очень много времени: раньше я могла потерять на этом минут сорок. И нет, никаких больше «школ ремонта». Все мои знакомые и близкие знают, как я выгляжу на самом деле, так какой смысл уменьшать нос или ляжки? Если вам не очень нравится фото, зачем его выкладывать? У всех бывают хорошие и плохие снимки, даже у Беллы Хадид. Но на самом деле сегодня дурацкие фотографии в почете: нам не хватает живых эмоций.
  • Стараюсь откладывать телефон, когда выдается возможность. На пробежку беру старый айпод, там тоже есть приложение Nike. За полчаса до сна заменяю смартфон на книгу. Не всегда получается, но я правда стараюсь. Откладываю айфон на встречах, деловых и дружеских, полностью фокусируюсь на общении.

Пока мы еще люди, а не механизмы, важно использовать любую возможность выплыть на сушу из этого инфоокеана, чтобы подышать. Мир и без Инстаграма довольно жесток, но он все же настоящий.

Иллюстрации: Елена Соловьева, Ксения Анненко



  • Комментарии
Загрузка комментариев...