Разумное потребление. Часть 2: как одеваться без вреда для природы

Наталья Янчева
10 Июня 2019
7 мин. на чтение
Продолжаем рассказывать о том, как жить экологично. Во второй части нашего сериала журналист и редактор Наталья Янчева объясняет, что делать, если вы любите моду, но хотите жить в гармонии с природой.

Я стояла посреди комнаты, а вокруг меня — на диване, на журнальном столике, на полу — громоздились коробки с разноцветной обувью. Туфли, босоножки, кеды, ботильоны, сапоги. Я насчитала сорок пар. Настроение у меня было преотвратное. Армейские ботинки оказались очень неудобными. Босоножки из тонких ремешков надоели еще прошлым летом. Мюли на 12-сантиметровом каблуке я купила в распродажном угаре и сама не поняла зачем: на таких каблуках можно только красиво стоять, а вот передвигаться — нет. Вся эта армия собралась буквально за два-три сезона. И что с ней делать? Ну, положим, несколько неношеных или один раз надетых пар еще можно продать на Avito. А остальные? Я прикинула, пригодятся ли местным бездомным туфли на шпильке, и запихнула их обратно на антресоли.


Модная индустрия производит неимоверное количество отходов. ООН заявляет: каждую секунду на земле выбрасывается или сжигается количество одежды, которое уместилось бы в мусоровоз. И края этому не видно.


Наоборот, по данным доклада «Пульс индустрии моды», к 2030 году мировое потребление одежды вырастет на 63 %, с 62 до 102 миллионов тонн. А вот время, которое мы эту одежду носим, уменьшается (на треть меньше, чем 15 лет назад). Нам стало проще выбрасывать то, что раньше мы бы заштопали. Некоторые вещи вообще отправляют на свалку после того, как их надели всего 7–10 раз.

Масштаб проблемы таков, что одуматься нас призывает даже масс-маркет. Звучит немного странно, согласитесь: одной рукой бренды обновляют коллекции каждые две недели, другой призывают быть ответственными и не покупать лишнего. Но что такое лишнее? Сколько вещей нам на самом деле надо для жизни? И как быть, если вы любите моду, а стилизовать — ваше хобби (или даже работа), но при этом не хотите вредить планете и однажды проснуться героем мультика «ВАЛЛ-И»?

В чем, собственно, вред

Во-первых, одежда медленно разлагается. Например, рабочие хлопковые перчатки — три месяца, шерстяная одежда — от года до пяти лет, резиновая подошва от кроссовок пролежит целехонькая полвека: срок ее разложения доходит до 80 лет. Нейлон разлагается за 30–40 лет, так что капроновые колготки, которые выбросила ваша бабушка, уже исчезли, а вот сроки расщепления волокон полиэстера, который появился в 1979 году, еще не установлены. Известно только, что каждая такая вещь до сих пор до сих пор присутствует на планете.

Во-вторых, само по себе производство одежды потребляет очень много ресурсов, которые, увы, не бесконечны. Текстильная промышленность производит 20 % сточных вод в мире, и на нее же приходится 10 % выбросов углерода. Окрашивание тканей — второй крупнейший источник загрязнения воды на планете. Например, на производство только одной пары джинсов уходит около 7500 литров. То, что полиэстер и нейлон производят из нефти, знают все, но даже выращивание натурального хлопка плохо сказывается на окружающей среде: его обрабатывают пестицидами, которые попадают в почву, вредят животным и растениям и даже могут стать причиной отравления людей.

Есть еще и этическая проблема: убийство животных ради кожи и меха. На одну норковую шубу 46-го размера длиной до колена и с небольшим воротником уходит 40 шкурок самок норки или 23 — самцов.

И если вы думаете, что перед смертью зверь живет приятной жизнью, то ошибаетесь: сертификаты о содержании животных в хороших условиях имеет очень небольшое количество фирм, и вещи их производства стоят дорого. Зачастую животных содержат в тесных клетках и убивают жестоким способом.

Дешевую одежду производят в развивающихся странах, где люди (в том числе дети) работают по 12–14 часов в день в ужасающих условиях: в грязных помещениях, зачастую без перерывов и даже воды. Самой громкой трагедией стало обрушение здания швейной фабрики в Rana Plaza в Бангладеш в 2013 году, где погибли 1134 человека.

Сколько вещей нам на самом деле надо

В тот самый день, когда я разбирала гардероб, я приняла решение покупать минимум вещей. Но что это вообще такое — минимум?

Я росла в девяностые, родителям по полгода не платили зарплату, и у меня были одни босоножки на лето, одни туфли на осень, одни весенние сапоги и одни — зимние. В зимнем пуховике я ходила шесть лет. Сначала он был мне явно велик, приходилось подкатывать рукава, а под конец я из него совершенно выросла: шлевки для пояса оказались подмышками. Как только я повзрослела и начала зарабатывать деньги, я стала покупать вещи, много вещей — тогда в моем родном городе как раз появились Zara и H&M.

Возвращаться к вынужденному минимализму, который ассоциировался с девяностыми и бедностью, мне не хотелось. Я решила изучить, как решают эту проблему другие люди.


Некоторые стилисты уверяют, что для полноценного гардероба нам достаточно 37 предметов одежды, которые сочетаются между собой. А если купить качественные базовые вещи (серые, бежевые и черные), то носить их можно несколько лет подряд.


Есть простое и понятное определение: оптимальный шкаф тот, в котором вы помните все вещи, все их носите, все они на виду и между ними есть достаточно пространства.

«Раньше я очень часто забывала о существовании каких-то вещей, потому что со временем они забивались в дальние углы шкафа, — рассказывает Екатерина Ломкова, инженер-биохимик из Санкт-Петербурга, которая поделилась с нами этим лайфхаком. — Сейчас я стремлюсь к тому, чтобы все вещи были в свободном доступе. Это достигается и количеством вещей, и форматом их складывания: кирпичиками одну на другую, а свитера сворачиваю рулонами».

Перестать покупать одежду в масс-маркете

За последние 10–15 лет в России появилось много местных марок, которые работают в так называемом бридж-сегменте (от слова bridge — «мост»). Их вещи стоят дороже масс-маркета, но дешевле условного жакета Celine за две тысячи евро. У них часто есть свои производства, а вещи они шьют небольшими партиями, так что за сравнительно небольшие деньги можно получить актуальный гардероб и не встретить коллегу на работе в такой же юбке. Некоторые бренды, например 12Storeez или Ushatava, стараются делать одежду, которая будет актуальна три-четыре сезона.

Нина Ильина, редактор из Москвы, уже два года не покупает вещи в масс-маркете и перешла на одежду российских дизайнеров: «Их производство легче отследить, чем любого масс-маркета. Обо всем можно расспросить, написав в директ. И если где-то соврут, их будет проще проверить. В любом случае их производство ближе, чем Бангладеш, значит, к углеродному следу вещи не прибавляется доставка с другой части континента. Вещи у российских дизайнеров стоят существенно дороже, поэтому я покупаю меньше, чем раньше. Я перестала покупать то, что просто модно, и теперь обращаю внимание на то, в чем комфортно. За эти два года стала тратить на вещи меньше. Весь мой гардероб умещается в комод и на один рейл».

Покупать вещи из экологичных материалов

Можно выбрать материалы, которые разлагаются быстрее, а при их производстве выбрасывается меньше вредных веществ. Это, например, органический хлопок (выращенный без применения пестицидов), вискоза (ее делают из древесины), шерсть, шелк, лен, лиоцелл (этот материал, который получают из древесины эвкалипта, считается даже более экологичным, чем вискоза, так как для его производства используется органический растворитель). Они еще и полезнее для человека: лучше впитывают пот, гипоаллергенны. Полиэстер же делается из продуктов нефтепереработки, при его производстве в атмосферу выделяется много ядовитых веществ.


Еще вариант — покупать вещи из уже переработанных материалов. У H&M есть коллекция Consсious, Patagonia шьет рюкзаки и одежду из переработанного текстиля, adidas выпускают линейку Parley — кроссовки и спортивную форму с использованием переработанного пластика, собранного в океане.


Появилось много брендов, которые делают вещи из вторсырья: украинский Ksenia Schnaider шьет джинсы из винтажного денима, а питерский Jeans Revision делает сумки из ношенных джинсов, московский 123.3.12345 перешивает старые вещи в новые.

Покупать в секонд-хендах и винтажных магазинах

В США и Европе рынок продажи подержанного развит гораздо больше, чем у нас. У них не было дефицита, сегодня в винтажных магазинах можно найти много вещей, которым тридцать, сорок, а иногда и все семьдесят лет, и при этом они в отличном состоянии. И вообще, в американской и европейской культуре вполне нормальным считается даже на красную дорожку выйти в винтажном наряде. В России такие магазины тоже начали появляться. Их владельцы стараются отыскать настоящий винтаж. В Москве, например, это магазины Fefёla, Контркультура или Maria-Antuanetta Vintage. Сэкономить на покупках там не получится, зато они скорее окажутся необычными.

Впрочем, в секонд-хенде возле дома тоже можно найти вещи в хорошем состоянии, а иногда даже с бирками. Их расхватывают быстро, поэтому лучше взять себе за правило заходить в магазин регулярно и в разные дни: от первых дней завоза и до распродаж.


«Некоторые люди брезгливо относятся к ношенным вещам, — добавляет Екатерина Ломкова. — Тут важно осознать, что в отелях мы спим на постельном белье, на котором кто-то уже спал, пользуемся полотенцами и халатами, которыми кто-то уже пользовался.


В ресторанах едим с помощью столовых приборов, которыми уже кто-то ел. Даже новую одежду в магазине кто-то уже мог примерять. В секонд-хендах перед продажей вещи обрабатывают и дезинфицируют специальными средствами. Так что ее достаточно просто постирать после покупки». Настоящий кладезь — онлайн-аукцион ebay. Там можно найти истинные винтажные сокровища: платье Saint Laurent из семидесятых или ретро-шубу. Это хорошее место для покупки меха и кожи: животное ради такой шубы или плаща убили много лет назад, а вещи там часто бывают в хорошем состоянии.

Не покупать, а меняться

Обновить гардероб и не покупать при этом новые вещи можно, устроив своп (от английского «обмен») — вечеринку, где можно обменяться одеждой и аксессуарами. Сейчас этот формат очень популярен в Москве: ежемесячно проводят свопы, например, компания «Гоп-своп» или кафе Ex:Libris, а участвовать в них могут все желающие.

Крупные свопы, на которые собирается 50–100 человек, как правило, проходят в формате аукциона. Каждый выходит на сцену (или просто в центр зала), показывает свою вещь и говорит пару слов о ней: что за бренд, какого она размера. Вещь получает тот, кто первый поднял руку. Если желающих забрать лот не нашлось, он отправляется на благотворительность.

Примерочных на таких мероприятиях часто нет, предполагается, что вы можете забрать вещь домой, а если она не подошла, отнести ее на следующий своп. Но, если вам некомфортно в таком формате, можете организовать свой собственный своп. Алена Волошина из Москвы пригласила двадцать подружек и арендовала студию йоги на два часа: у них нашлись рейлы, на которые участницы развесили вещи, а зал с зеркалом во всю стену стал отличной примерочной.

Как отдавать хорошее

Расстаться с вещами, которые мы уже точно носить не будем, иногда мешают воспоминания. Например, в этих джинсах вы ходили на концерт любимого музыканта, а в том платье — на первое свидание. «Я считаю, что вещи обязательно должны приносить людям радость и пользу, — говорит Екатерина Ломкова. — Если я что-то не ношу и оно лежит без дела и внимания, то вещи как бы плохо. Она может быть кому-то намного нужнее, чем мне. Главное — не выбрасывать, а отдавать. Мысли об этом давно роились в голове, но окончательно оформились, когда я прочитала книжку Мари Кондо „Магическая уборка“. Мари советует вещь поблагодарить и отпустить. Если что-то пока не могу отпустить, например мамино платье как из „Стиляг“, оставляю вещь для тематических вечеринок. Есть очень классный лайфхак на этот случай, которым пользуется моя тетя. Как-то раз она подарила мне декоративную наволочку, сшитую из лоскутов памятных вещей: рубашки дедушки, которого уже нет с нами, выпускного платья ее дочери, платья молодости моей мамы. Теперь эта наволочка особенно ценна для меня».

Не выкидывать, а сдавать вещи на переработку

Не спешите относить на мусорку и те вещи, которые окончательно пришли в негодность. Одежду можно сдавать на переработку прямо в масс-маркете: специальные контейнеры есть в магазинах H&M, Monki, Reserved, Uniqlo (принимают только вещи своего бренда). Кроме того, часто одежду принимают благотворительные организации и храмы.

Большая сеть благотворительных магазинов расположена в Москве — Charity Shop, «Свалка» , в Санкт-Петербурге — «Спасибо». Поискать пункты сбора в своем городе можно на карте сайта https://recyclemap.ru. Карту создали энтузиасты, так что туда можно добавить и свой адрес. В этом году в России стали принимать на переработку обувь. Ее можно сдать в магазины Vagabond (список адресов) и Rendez-Vous. За сданный пакет одежды или пару обуви магазины, как правило, выдают ваучер со скидкой на следующую покупку.

Фото обложки: Priscilla Du Preez/Unsplash



Поделиться:
  • Комментарии
Загрузка комментариев...