Почему бренды (и целые страны) отказываются от участия в неделях моды

Лиза Золотухина
15 Августа 2019
4 мин. на чтение
Недели моды в Стокгольме отменили. Мастер эффектных показов и платьев-тортов Джамбаттиста Валли отказался от традиционных шоу и устроил вместо него выставку. Знаменитая Неделя моды в Копенгагене тоже под вопросом. Мы наблюдаем, как формат «посмотрел показ — через полгода увидел вещь в магазине и купил» устаревает. Разбираемся, почему модные шоу уходят в прошлое и что придет им на замену.

Что не так с неделями моды сейчас

Если описать процесс очень приблизительно, то выглядит он примерно так: на показ собираются байеры, редакторы, блогеры и знаменитости, модели демонстрируют новую коллекцию, все радуются и расходятся. А через 5–6 месяцев вещи, которые мы уже видели в постах фешн-блогеров и на условной Рианне, появляются в магазинах марки.

Почему же в фешн-индустрии все чаще говорят о том, что такой формат устарел? Сначала потенциальные покупатели видят шоу в прямом эфире, затем вещи почти моментально появляются на блогерах и амбассадорах бренда, но купить их можно только через несколько месяцев.


А между тем блогеры и селебрити уже одеты в следующую коллекцию условного Dior. За это время покупатели забывают о том, что было полгода назад, и хотят новую коллекцию. А она появится в магазине еще через полгода.


Такая система плохо работает и для дизайнеров. Если они сотрудничают в крупном модном доме, им приходится выпускать минимум 4 коллекции в год. А гиганты вроде Chanel, кроме стандартных осенне-зимней, весенне-летней, предосенней и резорта, делают еще и две кутюрные. Неудивительно, что дизайнерам очень тяжело работать в таком ритме. Отсюда, кстати, и частые смены креативных директоров. Сейчас продержаться на посту 7 лет — случай почти уникальный, в то время как в прошлом веке дизайнеры сменялись намного реже, чуть ли не раз в несколько десятилетий.

К тому же модная индустрия — второй основной (после нефтеперерабатывающей промышленности) источник загрязнения природы, хотя это и спорное утверждение. В любом случае производство полиэстера и других синтетических тканей, вредные выбросы в воздух и воду, уничтожение животных ради кожи и меха не приносят экологии ничего хорошего.

Само шоу — это не только модели и подиум. Это сложный сет-дизайн, перелеты команды и гостей показов (следовательно, дополнительные выбросы углерода в атмосферу), а еще много часов сверхурочной работы. И нужно это все, по факту, лишь ради восторженных отзывов в Инстаграме и дополнительной рекламы бренда.

Зачем тогда вообще нужны недели моды в 2019 году

Фешн-шоу — двигатели индустрии, в которой заняты миллионы человек и которая поддерживает экономики целых стран. Например, в Бангладеш 85 % населения работает на швейных производствах.


Исследователи считают, что в будущем модная индустрия только продолжит расти. Немаленькими такими темпами: по некоторым данным, к 2030 году ее объемы увеличатся на 63 %. Поэтому вряд ли модные показы в скором времени перестанут существовать.


К тому же это все еще серьезный пиар для брендов. Именно после шоу молодыми марками начинают интересоваться байеры, а редакторы глянца устраивают с ними съемки. И да, именно после показов становится ясно, что мы будем носить в следующем сезоне.

Другое дело, что использовать устаревшую систему для этих целей необязательно. И некоторые бренды (и даже целые страны) перестали это делать. Например, в Стокгольме неделю моды отменили не из-за того, что в Швеции с индустрией все плохо. Наоборот, фешн-сегмент хочет развиваться дальше и отвечать стандартам осознанного потребления. «Отойти от обычной модели недели моды было трудным, но очень обдуманным решением. Мы должны оставить прошлое в покое и стимулировать развитие платформы, которая была бы актуальна сегодня. Шведская индустрия моды обширна и развивается, поэтому крайне важно поддерживать молодые бренды, которые отвечали бы стандартам осознанного потребления. Отказавшись от традиционных дефиле, мы сможем адаптироваться к новым требованиям, достичь целей устойчивого развития и установить новые стандарты для фешн-индустрии», — объясняет свое решение Дженни Росен, председатель Шведского модного совета.

Что будет с показами дальше

Модные дома ищут другие варианты. Например, Ralph Lauren, Vetements и Moncler уже перешли на новую систему. Американский бренд Ralph Lauren отказался от стандартной системы показов и устраивает шоу в формате see now — buy now. Особенность этого принципа в том, что вещи из сезонных коллекций можно купить сразу после показа.

А Ремо Руффини, президент и креативный директор Moncler, пошел еще дальше и в интервью «Ведомостям» рассказал, что модный бизнес перестал быть сезонным и стал ежедневным. Поэтому продавать покупателю коллекции больше не имеет смысла, а упор нужно делать на каждый конкретный продукт. Руффини закрыл линии Gamme Rouge и Gamme Bleu и вместо них начал приглашать знаменитых дизайнеров, которые бы каждый месяц делали для бренда несколько классных и действительно инновационных вещей.

Многие марки ограничиваются презентациями, а Giambattista Valli этой зимой так и вовсе устроили настоящую мультимедийную выставку. Экоактивисты призывают к радикальным решениям: организация Extinction Rebellion требует закрыть Неделю моды в Лондоне и полностью пересмотреть все каноны индустрии, в частности перестать производить новую одежду и перерабатывать уже имеющуюся.

А пока в начале сентября, как всегда, пройдет очередная Неделя моды в Нью-Йорке. И на ней мы увидим гораздо меньше традиционных показов, чем обычно.

Фото обложки: @chanelofficial


Поделиться:
  • Комментарии
Загрузка комментариев...