Молнии, глиттер и эмо-подростки: что макияж сделал для музыки

Лиза Золотухина
7 Августа 2019
3 мин. на чтение
Без Дэвида Боуи у нас не было бы Леди Гаги, без Depeche Mode — The 1975, а без Nirvana — Sons of an Illustrious Father. Все эти музыканты играют в разных стилях и могут даже не знать о существовании друг друга, зато их объединяет кое-что другое. Любовь к макияжу. Кто знает, что произошло бы с современной музыкой (и бьюти-индустрией), не нарисуй Дэвид Боуи на лице знаменитую молнию.

Дэвид Боуи (1973) — Lady Gaga (2010)

В 1973 году у музыканта вышел альбом под названием Aladdin Sane. На пластинке легендарные композиции Drive in Saturday, The Jean Genie и одноименный Aladdin Sane, а на обложке — не менее культовый макияж авторства Пьера Лароша. Красный дрейпинг, розовые тени и трехцветная молния, пересекающая правый глаз — так выглядело альтер эго музыканта. Когда Боуи сделали этот макияж, он перестал быть человеком с планеты Земля — и стал человеком, упавшим на Землю. До Аладдина Сейна был Зигги Стардаст (еще одна грань личности Дэвида): еще более активный дрейпинг, белый центр лица и круг из глиттера, символизирующий третий глаз.

До Боуи такого не делал никто. За макияж, яркие костюмы и обувь на гигантских платформах его в равной степени любили и ненавидели. Но быть революционером всегда сложно.


Зато Дэвид был одним из создателей важного послания для музыки и искусства в целом: он связал воедино персонаж, его историю, месседж, внешность, живые выступления и даже обложку альбома. Такой целостный образ — это то, что двигает музыкальный бизнес до сих пор. Даже если этот образ живет всего один альбом.


В нулевые свой «человек-период» появился и в поп-музыке. Им стала Леди Гага. Она открыто цитировала творчество Боуи. Например, в ее ранних клипах можно увидеть ту самую молнию, пусть и слегка видоизмененную. Для каждого альбома Леди Гага создавала себя заново. Она успела побывать и типичной кантри-певицей, и эпатажной дивой, и звездой времен «золотого Голливуда» и даже мужчиной. Причем все это получается у нее естественно. Будто бы она, как и Дэвид Боуи, просто следует за своей музыкой.


Depeche Mode (1988) — The 1975 (2014)

Дейв Гаан, фронтмен группы, только подводил глаза черным карандашом, но так в конце восьмидесятых делали практически все музыканты. А вот Мартин Гор, автор большинства песен, был не прочь сделать более сложный мейк. Во-первых, его выбеленным бровям позавидовала бы Кристен Стюарт. Во-вторых, он любил красить губы темной помадой и делал неряшливые черные смоки. Это очень эффектно смотрелось на сцене (например, в таком макияже Мартин Гор выступал в Пасадене на 101-м шоу во время мирового тура Depeche Mode), но особенно фирменный макияж музыканта запомнился по клипам группы. Ну еще бы: фантасмагорическая черно-белая эстетика — заслуга фотографа и режиссера Антона Корбейна.

Силу макияжа в своих клипах используют и британцы The 1975 (подробнее об их фирменных мейках мы рассказывали здесь). И, как у Depeche Mode, визуальный язык коллектива наглядно отражает настроение и музыкальную стилистику группы. А еще отношение The 1975 к происходящему в мире. Их первый альбом был резким, немного сырым, черно-белым. В то время тон задавали грустные и злые эмо-подростки. Вторая пластинка засветилась розовым неоном. Когда в поп-музыке царила Леди Гага и ее Artpop, Мэтти Хили выступал на легендарной лондонской The O2 Arena с глиттером на глазах и тонким бархатным бантом вместо галстука. А сейчас смыл с лица макияж, надел несуразную шапку с ушами и записал трек с Гретой Тунберг. Краситься некогда, надо спасать мир от экологической катастрофы.


Nirvana (1993) — Sons of an Illustrious Father (2018)

Курт Кобейн считается мастером по смешиванию мужского и женского. То, что он любил выступать и сниматься в платьях, — общеизвестный факт. Интересно другое. Макияж, пусть даже такой простой и минималистичный, как обведенное черным карандашом верхнее и нижнее веко, придавал фронтмену Nirvana не женственности, а маскулинности. Особенно это видно на снимке для обложки журнала The Face. На Кобейне платье с мелкими пуговицами и цветочным принтом. И многие ни за что не догадались бы, что перед ними солист рок-группы, если бы не гипнотическое сочетание нежного девчачьего наряда с бородой и обильно подведенными черным глазами, смотрящими сквозь «фирменную» осветленную шевелюру.

Никогда не слышали о группе Sons of an Illustrious Father? Вы наверняка знаете их солиста, актера Эзру Миллера. И пусть в его музыке ни грамма гранжа нет, зато есть то же свободное отношение к гендерным границам. В одном и том же клипе все участники группы могут быть сначала подчеркнуто женственными, а в следующую минуту — бескомпромиссно маскулинными (притом, что в Sons of an Illustrious Father есть представители обоих полов). И, как и для Курта Кобейна, макияж для Эзры Миллера — способ всех запутать. Не спрятаться за семью глазами (мы про мейк на Met Gala), а выделиться и показать, что даже красная помада не может лишить маскулинности, если человек сам этого не захочет.

Фото обложки: @david_bowie_love


  • Комментарии
Загрузка комментариев...