Как меняются стандарты красоты и почему сейчас их вообще нет

Дарья Богомолова
20 Сентября 2019
5 мин. на чтение
Мы все время оцениваем других и сравниваем с ними себя. Смотрим кино, рекламу и журналы, которые навязывают нам определенные образы и стандарты. «Красивая женщина — ухоженная женщина» и все аналогичные фразы устарели. Внешность приобрела слишком много значения, несмотря на бодипозитивный тренд и самосознание, а ведь это одна из самых уязвимых мишеней. Мы решили разобраться, когда впервые появились стандарты того, как мы якобы должны выглядеть, и что об этом думают эксперты бьюти-индустрии.

Стандарты и актуальность

Так называемые стандарты красоты сопровождают человечество давно, но с появлением средств массовой информации они буквально стали возводиться в культ. Уже в первых прототипах современных журналов публиковали актуальные для текущего времени визуальные образы. Произведения эпохи Возрождения предписывали, как женщинам нужно вести себя, как следить за собой. Британские журналы The Ladies Mercury (1693) и La Belle Assemblee (1806) показывали, какой должна быть женственность. В своей книге «Краски. История макияжа» Лиза Элдридж упоминает, что «почти в каждом дамском журнале было хотя бы по одному рисунку, а в самых дорогих, писавших в основном о моде, — иногда и до шести цветных фотографий». В таких изданиях, как правило, можно было найти идеи причесок и аксессуаров для волос и, конечно, «инструкцию по применению».


Стандарты красоты неразрывны с веком. Например, в викторианскую эпоху макияж считался вульгарным, косметика была распространена лишь среди театральных актрис. Тренды задавали Билли Бёрк, Сара Бернар, Лилли Лэнгри: у них была белоснежная кожа с интенсивным румянцем и яркий макияж глаз.


После Первой мировой войны стандарты сильно изменились. Больше всего напряжения создавал Vogue. Например, в статье 1922 года говорилось, что если вы недостаточно красивы, не стоит винить никого, кроме себя. Сейчас это лукизм. Британский Vogue, сравнивая моду 1892-го года с тенденциями 1922-го пишет: «Флэппер [прозвище эмансипированных молодых девушек — прим. ред.] — это странный продукт нынешнего поколения феминисток: волосы коротко острижены, губы выкрашены в красный, сигарета в руке».

Первые попытки дискриминации в индустрии красоты появились также в 20-х. «Гордитесь ли вы своим цветом лица?», «А ваш муж женился бы на вас снова?» и прочие лозунги были распространены в рекламе. Все они несли одну мысль: чем больше усилий вы приложите, тем красивее сможете стать.

Культ красоты и в целом интерес к макияжу и уходу за собой возник благодаря первым голливудским актрисам. Во время Второй мировой войны появляется телевидение, и глобальный рынок красоты начал расти быстрее, чем доходы населения. Реклама обещала женщинам то, что, как им казалось, они хотели слышать.

Элина Иванова, психолог, лицензированный йоготерапевт:

«Стандарты красоты быстротечны, и можно даже сказать, что они коммерциализуются. Но стоит ли вгонять себя в рамки вопреки своей природе? Это вопрос глубоко психологический. С детства нам внушают, что мы должны быть какими-то. От нас чего-то ожидают родители, учителя и в целом общество. Получается, люди с детства ограничены в том, чтобы быть собой. Им навязывается представление, которому они якобы должны соответствовать. У ребенка формирует программа „меня не любят, не принимают таким, какой я есть, поэтому я должен себя как-то изменить“. На раннем этапе это необходимо для выживания, поэтому программа записывается глубоко в сознании и с возрастом становится частью нас. Сами того не понимая, мы подстраиваемся подо всех вокруг, думая, что мы сами так хотим. На всем этом играют СМИ и реклама. А вот во что нужно вкладываться, так это в самооценку, потому что за вымышленными стандартами не угонишься».

Сегодняшние стандарты и любовь к себе

Конечно, в желании подражать нет ничего нового. Ощущение, что мы принадлежим к какой-то группе, ясно считывается в том, как используется и покупается косметика.

Сегодня все меняется еще стремительнее. Одновременно могут быть востребованы и естественность, и искусственность. Но главный тренд — самовыражение, поэтому ограничений нет. Хочется объяснить это тем, что мы уже видели все и нас не удивить. Произошло обнуление, перезагрузка, люди начинают становиться самими собой, перестают зависеть от навязываемых образов. Выбирают то, что им ближе. Пожалуй, сегодня наиболее актуальна будет фраза психолога Элейн Слэйтер из книги Лизы Элдридж: «Макияж будет играть ту роль, какую вы сами ему отведете. Выбирать вам».

Тийна Медер, врач-дерматокосметолог, основатель бренда профессиональной косметики Meder Beauty Science, автор книг «Бьюти-мифы» и «Наука красоты»:

«Мы живем в такое удивительное время, когда стандарты красоты не просто меняются, а исчезают. На днях я читала исследование о пигментации и задумалась, что последний раз провела лекцию на эту тему в 2014 году. Тогда о неровном цвете лица и вообще любых проявлениях пигментации говорили как о том, что нужно скрывать. Сейчас, в 2019 году я говорю о витилиго, показываю слайды моделей с альбинизмом, стараюсь убедить людей, что в этом нет трагедии. И получается.

Женщины потеряли мотивацию радикально избавляться от мимических морщин, как это было 10–15 лет назад. Окружающий мир наконец принял идею, что женщина имеет право сохранять свои морщины так же, как мужчины имели это право всю жизнь. От вопроса «Нравлюсь ли я окружающим?» мы переходим к вопросу «Нравлюсь ли я себе?».

Думаю, это влияет на нашу жизнь позитивно. Освобождение от диктата внешности дает возможность более свободно развиваться, жить в меньшем стрессе.

На индустрии это сказывается по-разному. Та часть, которая занималась избавлением от эстетических дефектов, сейчас вынуждена перестраиваться. Рано или поздно мы придем к пониманию, что большинство этих дефектов — воображаемые. Для уходовых брендов такая тенденция более положительна, потому что мы и раньше развивали направления оздоровления кожи».

Стандарты красоты — очень условное и субъективное понятие и абсолютно точно непостоянное. Как могут существовать какие-то рамки, когда наше восприятие красоты — это исключительно индивидуальная история, основанная на наших вкусах и в целом на какой-то жизненной истории?

Сергей Остриков, основатель Hello Beauty и BLOM:

«Стандарты красоты и тренды — взаимоисключающие понятия. Тренд — это всегда направление вверх или вниз, а стандарт — прямая линия. Тенденции, направленные в ту или иную сторону, как раз и есть определенное отклонение от стандарта, золотого сечения, оси X. Например, сейчас актуальны бледная кожа и худосочность. Это отклонение. Быть спортивной „зожницей“ с кубиками пресса — тоже. Да и бодипозитив туда же: он сейчас нужен, чтобы добиться определенных изменений в социуме. Но когда всеобщая толерантность будет достигнута, „золотой стандарт“ снова будет возрожден. Стандарт красоты больше зависит от биологии (например, когда мы говорим, что доминирующая комплекция мужчины — широкие плечи, то это и будет стандартом мужской красоты), а вот тенденции — более гуманитарная вещь, объединяющая психологию, социологию, искусство и много чего еще».

Итак, всем нравятся красивые и красивое. Другой вопрос, что это не должно быть мерилом оценки личности, создания рамок стандартов и поводом для критики. Ведь, как бы банально это ни звучало, а Оскар Уайльд еще в XIX веке сказал, что «красота — в глазах смотрящего». И эта фраза как нельзя лучше иллюстрирует отсутствие определенных бьюти-стандартов в современном мире.

Фото обложки: @gucci


  • Комментарии
Загрузка комментариев...