Онлайн-консультация

Итоги десятилетия: как менялись наша планета, мода, увлечения и мы сами

Мы решили не мелочиться и подвести итоги прошлого десятилетия. О том, какие страсти кипели и как менялись планета, мода, увлечения и мы сами, – в нашем специальном материале. Спойлер: все было неплохо, кроме экологической ситуации.

Текст: Ксения Воробьева

Сериалы и комиксы на большом экране

В марте 2011 года американская развлекательная компания Netflix объявила о старте производства собственных сериалов, первым из которых стала политическая драма «Карточный домик». Ее премьера состоялась 1 февраля 2013 года, что можно считать официальной датой начала эры больших сериалов, появившихся не на традиционных телеканалах, а на онлайн-платформах. В 2017 году число подписчиков стримингового гиганта превысило 100 миллионов человек. Не отстает по установленным рекордам и главный конкурент Netflix – кабельная сеть HBO. Первую серию финального восьмого сезона ее главного хита «Игры престолов» за вечер посмотрели 17,4 миллиона ­американцев.

Кадр из сериала «Карточный домик»

Пока прибыли онлайн-сервисов растут в геометрической прогрессии, кассовые сборы фильмов неуклонно падают. ­Однако зритель еще не поставил крест на привычных кинотеатрах с билетами и попкорном. После оглушительного успеха «Аватара», вышедшего на экраны в конце 2009-го, казалось, мы видели все – да еще и в 3D, и со стереозвуком. Но спустя 10 лет рекорд эпичного фэнтези Джеймса Кэмерона был побит. На экраны вышли «Мстители: Финал», собравшие в прокате $2,189 миллиарда. Впрочем, в этом триумфе нет ничего удивительного – масштабные экшены по комиксам Marvel и DC уже давно штурмовали рейтинги самых успешных проектов в истории кино. На сегодняшний день четыре из 10 самых прибыльных фильмов в мире – истории про супергероев.

Кадр из фильма «Мстители: Финал»

Что будет?

Рост конкуренции в сфере стримингового вещания: в ноябре 2019-го компания Disney запустила собственную онлайн-­платформу – и это наверняка не последняя подобная новость. Появление новых игроков на рынке заставит лидеров вводить дополнительные опции, например предоставлять доступ к оригинальным компьютерным играм, интернет-пакетам и развлекательному контенту. Технические возможности будут возрастать (любое изображение в формате 4K), впрочем, как и цены на подписку. Одна из главных задач будущего – искоренение видео­пиратства и защита авторских прав, что можно осуществить с помощью системы блокчейна.

Рэп и звезды из Интернета

Да, Тупак Шакур провоцировал своими рифмами еще в 80-х, а Шон Комбс (он же Пафф Дэдди, он же Пи Дидди) получил первую «Грэмми» в 90-х, однако никогда рэп не был таким мейнстримом, каким он стал за последние 10 лет. Стоило отгреметь «девчачьей» культуре R&B, популярной в начале нулевых, как «речитатив улиц» взял реванш. Выпущенный в 2016 году альбом рэпера Дрейка Views устанавливает сразу ­несколько чартовых рекордов. Вытеснить его треки с первых строчек хит-парадов не могут даже голосистая Адель и эпатажная Леди Гага. А ­собрат канадца по музыкальному стилю Канье Уэст и вовсе был неоднократно признан величайшим музыкантом XXI века и дважды входил в список самых влиятельных людей по версии Time.

Канье Уэст

Даже в России рэп становится «новым черным», а рэперы – иконами стиля. Настоящую истерику, и не только в подростковых кругах, вызвал рэп-баттл Oxxxymiron и Гнойного, который в 2017-м за один вечер разобрали на цитаты, а на сегодняшний день посмотрели на YouTube почти 44 миллиона человек. Рэпер Хаски попал на обложки журналов Esquire и «Сноб», а Скриптонит – GQ.

Oxxxymiron и Гнойный

Второй явный тренд последней десятилетки отвечает на вопрос не «кто?», а «откуда?». В 2009 году мир узнал и немедленно полюбил милого белобрысого паренька, который за пару лет до этого выкладывал свои каверы на YouTube, а с тех пор успел спеть в Белом доме и стать самым молодым мужчиной на первой ­строчке­ чарта Billboard. Догадались, о ком мы? Да-да, о Джастине (всемогущем) Бибере. Именно в сети появился и южнокорейский рэпер PSY, чей клип на трек Gangnam Style стал самым просматриваемым в истории YouTube. Платформа даже была вынуждена изменить код счетчика, так как число просмотров превысило максимально возможное – более 2 миллиардов.

Зачем сегодня передача «Голос», если в виртуальной реальности каждого из нас ждут свои пять минут славы? Кстати, «фабрикой звезд» нового поколения за последнюю пару лет стал молодежный сервис TikTok. Благодаря ему, например, американская инди-поп-группа Fitz and the Tantrums попала в корейские чарты, ни разу не выступив в Азии.

Что будет?

Набирает обороты ­мода на кантри – чего стоит один успех трека Old Town Road рэпера Lil Nas X. В создании «новой музыки» уже сейчас активно используется искусственный интеллект, который в будущем станет незаменимым «соавтором» композиторов и исполнителей. Так, американский разработчик Jukedeck тестирует инструменты, способные заменить многие процессы в создании мелодии, которые раньше были подвластны только человеку.

Стритстайл и мода для молодых

Когда в 2006 году Иван Родич просил у гостей Недели моды в Париже разрешение сфотографировать их для своего блога, они лишь недоуменно пожимали плечами. Сегодня звезды, модели и другие инфлюенсеры разного калибра выстраиваются в очередь ­перед каждым ­показом для уличной фотосессии. Эпоха стритстайла захлестнула не только фэшн-­индустрию, но и зарождающуюся блогосферу: голодные до контента фотографы хотели снимать модников, модники становились известными благодаря фотографам. С 2013 по 2015 год «русский десант» в составе Ульяны Сергеенко, Мирославы Думы, Вики Газинской и Елены Перминовой приковывал к себе все камеры и взгляды дважды в год – сначала в Милане, потом в Париже. Настоящее шоу разворачивалось не на подиуме, а на улице, и никому уже не было дела до самой коллекции.

Однако бум на self-made-стилистов и их эпатажные образы прошел, а вдохновение уличной культурой осталось. Именно за него, как за торчащую из подола нитку, и схватились креативные директора именитых домов, дабы смахнуть с них «пыль времен» и привлечь новых клиентов. Консервативный Louis Vuitton создает коллаборацию со скейтерским брендом Supreme; лаконичный Lacoste – с граффити-художником JonOne; почти королевский Alexander McQueen – со спортивной Puma. Высокая мода, которая раньше была доступна лишь элите, сегодня must-have для любого уважающего себя фэшн-блогера. Именно поэтому «омолодились» и рекламные кампании брендов, а твидовые жакеты и стеганые сумки Chanel носят юные и дерзкие Кара Делевинь и Кристен Стюарт, а не высокомерные старожилы Елисейских Полей.

Что будет?

Уже сейчас нам доступны онлайн-примерочные: заливаем свое изображение в сеть, программа обрабатывает его, создает трехмерную копию, и мы можем подобрать любые вещи из интернет-магазина. Однако традиционный шопинг с ­очередями, ноющим мужем и охапкой пакетов канет в прошлое не так скоро, как пугают футурологи. Ведь люди, у которых есть возможность приобретать товары класса люкс, жаждут не просто вещей, а эксклюзивного сервиса, который сопровождает покупку.

Блогеры – новые звезды

6 октября 2010-го случилось эпохальное событие – появилось приложение Instagram, официально изменившее если не мир, то сознание нескольких поколений уж точно. ­Сегодня, в конце 2019-го, мы меряем успех человека по количеству его подписчиков, лайков и репостов. И так делают не только обыватели, но и крупные бренды с не менее крупными бюджетами. Маркетологи быстро раскусили, что их товар купят гораздо охотнее, если его посоветует красотка из соцсетей, а не голливудская звезда с обложки, которой, очевидно, заплатили за рекламу. Через пару лет Кьяра Ферраньи, Худа Каттан, Леле Понс, Зак Кинг и другие блогеры стали зарабатывать десятки миллионов долларов за пост, рекламируя все, начиная от зубной пасты и заканчивая автомобильными покрышками. Более того, звезды соцсетей перекочевали и в другие сферы нашей жизни: они снимаются в фильмах, позируют на красных дорожках, организуют бизнес-форумы и запускают собственные бренды. В университетах появились факультеты, на которых учат созданию персонального бренда, а на рынке – новые специальности: SMM-менеджер, онлайн-маркетолог, таргетолог и многие другие.

Что будет?

В мире блогосферы уже давно задает тон видеоконтент и его создатели. Одна из последних тенденций в маркетинге – пристальное внимание брендов к микроинфлюенсерам, то есть блогерам с узкопрофильной и более лояльной аудиторией. И этот тренд несложно объяснить: с исчезновением лайков в Instagram настоящую ценность будет иметь вовлеченность пользователей – комментарии и репосты.

Эпоха стартапов

В 2010 году три влиятельных предпринимателя – основатель Auctomatic Харджит Таггар, сооснователь Reddit Алексис Оганян и создатель Gmail Пол Бакхайт – присоединились к команде бизнес-акселератора Y Combinator, после чего весь мир заговорил о кульминации эпохи IT-стартапов. Попасть в этот инкубатор было сложнее, чем поступить в Гарвардский университет. В 2012 году его «выпускниками» стали такие проекты, как Airbnb, Dropbox и Stripe, впоследствии ­выросшие в гигантские компании с многомиллионным доходом. Никто не хотел «работать на дядю», все мечтали создать свой Facebook и придумать новый Uber. В Америке и Европе появились тысячи акселерационных программ, грантов и стипендий для начинающих бизнесменов. 1 июня 2012 года в России была запущена стартап-академия «Сколково». Стартап-фанатизм достиг апогея в середине 2010-х, после чего плавно переместился в сторону азиатского рынка, возможности и ресурсы которого на тот момент казались безграничными. 30 сентября 2016-го состоялся первый форум финансистов, осуществляющих прямые инвестиции в стартапы стран Южной и Юго-Восточной Азии.

Что будет?

Уже сегодня экономисты диагностируют неуклонный спад интереса к стартапам. ­Разработчик ­программного обеспечения Джон Эванс объясняет это так: «Маятник дошел до крайней точки и качнулся в другую сторону. В следующем десятилетии рынок снова будет за крупными игроками, ведь сегодняшние выпускники больше мечтают работать на Марка Цукерберга, чем пойти по его стопам».

Экология и осознанное потребление

За последние 10 лет экологическая ситуация продолжала стремительно ухудшаться, атмосфера – загрязняться, а ледники – неуклонно таять. На международном саммите по мерам в области изменения климата, прошедшем в сентябре 2019 года в Нью-Йорке, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал проблему изменения климата «главным вопросом нашего времени, а его решение – поворотным моментом истории». На той же конференции 16-летняя активистка из Швеции Грета Тунберг выступила с речью, облетевшей все мировые СМИ. В ней она обличала власти в преступной халатности и безразличии к нашей планете.

Бытовой пластик стал главным врагом последнего десятилетия. Страны на законодательном уровне отказываются от коктейльных трубочек и однора­зовых контейнеров. Более 40 государств отказались от полиэтиленовых пакетов. В 2015 году Европарламент принял директиву, согласно которой все входящие в ЕС страны должны к 2025-му сократить их потребление до 40 штук в год на одного человека. В начале 2019 года магазинам в странах Евросоюза запретили выдавать покупателям пакеты бесплатно.

Грета Тунберг

Устав от собственного переизбытка и давления экоактивистов, потребительский рынок развернулся в сторону устойчивой продукции. Такие товары производятся из органических материалов и без вреда для окружающего мира, их легко утилизировать или переработать. Растущая с каждым годом мода на «осознанность» включает в себя и социальное предпринимательство. Отныне в задачи по-настоящему успешной компании (помимо получения прибыли) входят создание рабочих мест, в том числе и для людей с ограниченными возможностями, организация процесса переработки собственной продукции и в идеале уменьшение вреда, наносимого человеком планете.

Даже модная индустрия, которую раньше едва ли интересовали проблемы экологии, начала делать ставку на slow fashion – рациональное использование ресурсов и отказ от сезонных вещей из масс-маркета в пользу более долговечной и органической продукции. Масс­-маркет, со всех сторон обстреливаемый дротиками критики, тоже начал стараться: гигант H&M запустил программу по утилизации старой одежды, а Zara – постоянную коллекцию из переработанных и «устойчивых» материалов Join Life.

В 2014 году в России появляется первая организация по распределению и переработке одежды Сharity Shop, насчитывающая сейчас уже более 50 точек по всей стране.

Что будет?

Прогнозы мировых организаций, занимающихся охраной окружающей среды, неутешительны: если прямо сейчас не принять радикальные меры по спасению планеты, то уже к 2050 году разрушительные последствия станут необратимыми.

Полную версию материала читайте в журнале Л’Этуаль.



  • Комментарии
Загрузка комментариев...