Для общего развития: «Жизнь в забвении» Тома ДиЧилло

Зоя Молчанова
15 Мая 2019
3 мин. на чтение
Пока «Мстители» рвут прокат, а «Игра престолов» доводит нас до сердечного приступа, можно отвлечься на другое кино. Другое — значит не очень новое, малоизвестное, но по-своему великое. В рубрике «Для общего развития» мы каждую неделю выбираем один неочевидный фильм и рассказываем, чем он так хорош. Сегодня достаем с дальней полки наших браузерных закладок «Жизнь в забвении» — то ли кино, а то ли видение.

Любите The Doors? Тогда точно знаете Тома ДиЧилло: он снял одноименную документалку, которую озвучил Джонни Депп. ДиЧилло, кстати, еще и оператор: идеальные кадры джармушевского «Кофе и сигареты» — его рук дело. А в молодости он как режиссер сделал несколько ну очень любопытных картин. В дебютном «Джонни Замше» главную роль исполнил юный и неопытный Брэд Питт (с укладкой как у Элвиса — выглядело довольно дико). Кстати, специально для Питта ДиЧилло написал и роль эгоцентричного актера по имени Чад во втором фильме, «Жизни в забвении». Не сложилось: тогда Брэда уже поглотили съемки в «Легендах осени», было не до независимого кино. И ладно, картина и без Питта хороша. Тут есть, например, Стив Бушеми на пике славы. И Тирион Ланнистер… простите, Питер Динклейдж, внезапно врывающийся в кадр. И очень много действительно хороших шуток.

О чем кино?

Вообще это кино про кино. Стив Бушеми тут за крайне терпеливого режиссера Ника Рива, который, правда, рискует в любой момент превратиться в Халка. Он, как и полагается, сходит с ума по своей актрисе, Николь (Кэтрин Кинер), но виду не подает и потому прощает ей все «косяки» — от плохой игры до романов на съемочной площадке. Николь кажется довольно плоской и неинтересной, зато красивая. А еще она не переносит партнера по фильму — напудренную и надушенную версию Джеймса Бонда, голливудскую звезду Чада Паломино. Его в итоге сыграл Джеймс Легрос. Возможно, Чад вообще единственный на этой съемочный площадке, кому платят гонорар — но это не точно. В общем, группа работает на одном только энтузиазме режиссера. Хотя есть и другие резоны. Вот, например, высокомерный оператор (молодой Дермот Малруни) влюблен в ассистентку, только та после смены собирается заглянуть в гримерку к Паломино.

Но, конечно, тут все намного сложнее, чем выстроить композицию в кадре и не запороть семнадцатый дубль (хотя пленка заканчивается). Стоит Нику, уже почти потерявшему надежду снять «шедевр», закричать «стоп!» во время очередного неудавшегося дубля, как актеры расслабляются и выдают как раз те эмоции, что нужны в кадре. Но только звучит хлопушка, все снова плоское и нелепое. Это и разбивает режиссеру сердце.

Зачем смотреть?

Во-первых, ради крутых диалогов. Во-вторых, когда в одной сцене сталкиваются сразу все классические кинотипажи — как будто реалити-шоу смотришь. Будь Ник на месте зрителя, расплакался бы от счастья. Такой сценарий вполне подошел бы и для театральной постановки. Композиция здесь идеальная, из виду ничего не упустите, так что операторское прошлое ДиЧилло не подвело.

И, конечно, это очень смешно. А иногда еще и абсурдно. Чего только стоит сцена с карликом, который вдруг появляется на съемочной площадке и отказывается надевать «эту ужасную шляпу» за такой крошечный гонорар (все-таки что-то платят). Короткий сеанс психотерапии от Ника — и карлик в кадре. Только вот… «Стоп, почему дым-машина не работает?», — все еще сдержанно спрашивает режиссер.

Смотришь и думаешь, а не затянет ли в этот хаос и Рива? Тут есть какая-то ленивая тягучая интрига, которая и держит вас у экрана до самого конца.

Кому понравится?

ДиЧилло использует очень распространенный киноприем — сон внутри сна. Сначала спит режиссер и видит все кошмары, которые только могут приключиться на площадке (или все-таки не спит?). Потом — его актриса: и там все, от Ника до ассистента оператора, хейтят ее за ужасную игру. Дальше в это сонное царство врывается персонаж, о котором мы вообще уже забыли, и тянет одеяло на себя. И все безумие, происходящее на экране, воспринимается немного как сказка и кажется абсолютно нормальным. Так что, если вы любите сюрреалистичный «Восемь с половиной» Феллини, «Американскую ночь» Трюффо, да хотя бы то же «Начало» Нолана, наслаждайтесь. Фанатам Джеймса Франко с его «Горе-творцом» тоже понравится. Если помните, там про режиссера Томми Уайзо, который снял один из худших фильмов в истории, а он взял и стал культовым.


Картина зайдет начинающим (и не очень) режиссерам: точно узнаете в Нике Риве себя. Нет, киноиндустрию ДиЧилло здесь не высмеивает, просто как бы усиливает то, что действительно происходит на съемках независимого кино. Ему ли не знать.


А вообще, это хороший вариант на вечер, когда не хочется блокбастеров, комедий и слезовыжималок. Есть в этом фильме какое-то тонкое очарование, которое оставляет приятное послевкусие.

Текст: Зоя Молчанова

Фото: JDI Productions



  • Комментарии
Загрузка комментариев...