Для общего развития: «Барри Линдон» Стэнли Кубрика

26 Мая 2019
3 мин. на чтение
В этой рубрике мы рассказываем про другое кино: не очень новое, малоизвестное, но по-своему великое. В этот раз смотрим «Барри Линдона». Чем он так хорош? Сейчас объясним.

Спросишь кого-нибудь: «А какой у тебя любимый фильм Стэнли Кубрика?» — и сразу услышишь: либо «Заводной апельсин», либо «Космическая одиссея 2001 года». В редких случаях называют «Доктора Стрейнджлава». Это золотая, как говорится, классика: может нравиться, может не слишком нравиться, но значимость отрицать сложно.

Впрочем, есть в фильмографии Кубрика и то, о чем вы, скорее всего, не слышали. И это кино тоже заслуживает внимания. Например, «Барри Линдон» — экранизация романа Уильяма Теккерея. Три часа ну очень крутой операторской работы («Оскар» в 1975-м), крупных планов модели Марисы Беренсон в нарядах XVIII века (за них, опять же, «Оскар») и здорового черного юмора.

О чем кино?

Это классический роман взросления. Да, от просмотра «Барри Линдона» действительно возникает ощущение, будто вы читаете роман. История продолжается несколько десятилетий. В самом начале мы видим молодого и неиспорченного деревенского парня из Ирландии Редмонда Барри. Все у него ок: он мечтает жениться на любимой девушке Норе, планов на жизнь и амбиций у него нет, но Редмонду и так нормально. После того, как Нора вдруг решает выйти не за него, а за состоятельного английского капитана, Редмонд вызывает капитана на дуэль. Родня Норы пытается подкупить Редмонда, мол, возьми деньги и «не начинай». Но он непреклонен. В итоге капитан подстраивает свою смерть на дуэли — и теперь Редмонд вынужден скрываться от правосудия. Он собирает вещи и сбегает, но чуть ли не в первый день пути его грабят разбойники. Денег нет, коня нет, даже сюртука и шляпы нет! Что поделать, приходится записаться в английскую армию под чужим именем, чтобы хоть как-то заработать.

Чего потом только не происходит: Редмонд дезертирует, идет к успеху и становится тайным агентом полиции, заводит дружбу с карточным шулером, обыгрывающим принцев, очаровывает замужнюю графиню, и наконец обманом получает дворянский титул графа Барри-Линдона… Дальше перечислять не будем.


Все приключения Редмонда Кубрик показывает холодно и отстраненно, почти никак не оценивая героя. Какие из его поступков считать достойными, а какие — не слишком, решать именно зрителю.


И тут можно поспорить: в каких ситуациях у Редмонда действительно не было выбора, а где он сам виноват во всех своих злоключениях. Но самое интересное — наблюдать, как за три часа экранного времени в целом приятный молодой человек превращается в мужчину, совершенно запутавшегося в собственной лжи.

Зачем смотреть?

Начнем с того, что это красиво. «Оскары» за операторскую работу, работу художника-постановщика и работу художника по костюмам сразу не дают просто так. Все кадры с графиней Линдон в бальных платьях хочется сохранить себе на телефон в папку с картинками для вдохновения. Как и кадры с интерьерами дворцов (свечи, свечи, очень много свечей) и даже вроде бы неприглядной ирландской полянкой, выбранной для дуэли (на самом деле такие пейзажи мы не видели ни в одном трэвел-блоге).

Можно рассказать тут и о значимости «Барри Линдона» для истории кино. Сперва об этом фильме Кубрика долго спорили кинокритики, в прокате картина не окупилась, но прошли годы — и ее таки полюбили.


Стивен Спилберг как-то в шутку сравнил просмотр «Барри Линдона» с посещением музея Прадо. А киноведы называют «Барри Линдона» «величественным и трудоемким экспериментом» из-за того, насколько дотошно Кубрик воссоздавал там эпоху рококо. Он даже полностью отказался от каких-либо дублей в студии и дал съемочной группе указание: «Работаем, как над документальным фильмом».


Но главное в «Барри Линдоне» вот что. Это фильм, после которого вы невольно начинаете задавать себе много-много вопросов. Например: «А как бы я поступил (или поступила) на месте Редмонда?» Или: «А достоин ли именно этот поступок осуждения?», «Как же все-таки прожить жизнь так, чтобы людям на тебя смотреть противно не было?» Ответов на эти вопросы никто не даст — у каждого они свои.

Кому понравится?

Эстетам. Всем, кто любит кино, вызывающее чувство полного погружения, настолько атмосферное, что в нем можно прямо-таки раствориться. Людям, которые обычно находят в исторических фильмах по десять ошибок за пять минут действия, после чего пишут в соцсетях гневные комментарии. Наконец, тем, кто ищет себя и порой задумывается о том, что это вообще такое — поступать правильно.

Фото обложки: Hawk Films Ltd.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...