Стиль
Как задаются музыкальные тренды?
9 Июня 2018

Мы поговорили с редактором Яндекс.Музыки и автором нового Telegram-канала @noshitfm Аней Ерко и узнали, как сформировать хороший музыкальный вкус, написать хит, и почему все слушают молодых рэперов.

 

Аня Ерко

 

LBC: Кто является основной аудиторией Яндекс.Музыки?

 

Аня Ерко: Сейчас Яндекс.Музыкой пользуется более 20 миллионов человек. Мы отвечаем запросам совершенно разных людей. Наша главная задача — упаковать музыку так, чтобы ее находил именно тот человек, которому она интересна. Наша цель — дать аудитории выбор, предлагать и давать как можно больше.

 

LBC: Как вы это делаете?

 

А.Е.: У нас есть искусственный интеллект, который анализирует поведение пользователя на сервисе и выявляет его вкусы. На основании этой информации он предлагает исполнителей и треки, которые могут ему понравиться. А редакция делает так, что новинки в любимом жанре пользователя становятся для него заметнее. 

 

 

 

LBC: Допустим, я начинающий исполнитель и хочу, чтобы мои песни попали на Яндекс.Музыку. Что мне для этого надо сделать?

 

А.Е.: Вся музыка нашего сервиса лицензионная, и мы не можем просто взять и опубликовать музыку исполнителя, потому что мы его любим. Мы заключаем договор с правообладателями — лейблами, с самим исполнителем. С начинающими музыкантами нам легче всего работать через агрегаторы, например, Orchard, CD Baby, FreshTunes, TuneCore. Музыканты загружают туда свою музыку и разрешают её распространять, а мы уже в свою очередь размещаем у себя.

 

LBC: Бывает так, что вы кому-то отказываете?

 

А.Е.: Нет, никому. Наша задача — максимальная полнота каталога, мы не заинтересованы в отказах. Чем больше музыки на сервисе, тем выше вероятность, что пользователь найдет что-то по душе.

 

 

LBC: На ваш взгляд, какие жанры сейчас пользуются большей популярностью, какие меньшей и почему?

 

А.Е.: Самые востребованные жанры на нашем сервисе — русская поп-музыка, русский рок и русский рэп. Наверное, у многих сейчас складывается впечатление, что русский рэп завоевал всех, а рок никому не нужен. Тут всё зависит от возраста — молодая аудитория больше заинтересована в рэпе, а рок любят только люди постарше. Это правда, но бывает, что видишь уличных музыкантов, они играют «Орбит без сахара», а вокруг собралась толпа совсем молодых ребят, слушают, подпевают. Так что мне кажется, рок будет востребован еще долго.

 

 

LBC: Как формируются музыкальные тренды? Кто их задает?

 

А.Е.: Раньше слушатели были ограничены в получении информации. Обмен музыкой распространялся в пределах круга друзей. С появлением соцсетей возросла роль аудитории: слушатели влияют на музыкальные тренды. Стриминговые сервисы сейчас, конечно, тоже стали заметным фактором. Например, на Яндекс.Музыке есть музыкальный чарт, который обновляется в режиме реального времени. Если туда попала песня, значит, ее слушает много людей. То есть его критерий — количество пользователей, а не количество прослушиваний. Люди активно пользуются такими чартами — происходит обмен интересами между собой, благодаря которому песни набирают популярность. Ещё у нас есть плейлист «Хайп», который анализирует рост популярности уже не новых песен и автоматически обновляется. Например, песня «Цвет настроения синий» появилась в марте, а выстрелила в конце апреля после премьеры клипа. Это уже не новинка, но в «Хайп» она попадет вместе с новыми песнями. Второй момент — лейблы. Это большие игроки, которые знают, как устроен рынок и имеют в своем арсенале целый ряд ресурсов для продвижения артистов.

 

 

LBC: Как вы думаете, есть ли какая-либо формула успеха для трека? Что нужно сделать музыканту, чтобы его песня выстрелила?

 

А.Е.: Практика показывает, что сейчас «вирусные» клипы — самый действенный способ заявить о себе. Что касается хитовости самой песни, то здесь есть определенные музыкальные законы, об этом есть интересная книжка «Машина песен: внутри фабрики хитов» Джона Сибрука. Если цель — быстрый успех, я бы посоветовала не уходить в дебри — сложная музыка очень редко становится массовой. Для славы четырех аккордов бывает достаточно.

 

LBC: Чем вы объясните успех новых отечественных рэперов: FACE, PHARAOH, Хаски?

 

А.Е.: У них всех, я думаю, разная аудитория, потому что у каждого из них своя фишка. Фейс «на хайпе», у него там искусство и постирония, его благодаря этому заметила западная пресса. Хаски более вдумчивый и интеллектуальный, даже немного трагичный, я в его музыке вижу отголоски Есенина. Феномен Pharaoh, думаю, кроется в его искренности — несмотря на свой имидж и тексты песен, он со сцены может заявить: «Так, вот там сидит моя мама — сейчас все быстро посмотрели на нее и похлопали за то, что подарила вам такого красавчика».

На мой взгляд, наши юные артисты претендуют на новое слово в музыке. Взять ту же Монеточку — я слушаю ее новый альбом и понимаю, что это для нас свежий глоток воздуха и с нетерпением жду ее следующих работ.

 

 

LBC: А бывало так, что вы слушали очень популярного артиста, но понимали, что это звезда-однодневка, и потом так оно и получалось?

 

А.Е.: Такое случается очень часто — выстреливает одна песня, а затем еще несколько артистов создают что-то примерно такое же, и то, что сегодня слушали все, завтра уже приестся и никому не будет нужно. Чтобы этого не случилось, нужно постоянно меняться. Взять, например, Земфиру — судя по всем ее альбомам последних лет, она не задумывалась, что скажут поклонники и тем самым рисковала. Такой подход требует много мужества и сил, не многие готовы к этому.

 

LBC: Как воспитать в себе хороший вкус?

 

А.Е.: Хороший вкус —это условность. Главное, чтобы музыка, которую слушаешь, приносила тебе удовольствие. Чтобы иметь представление о культовой музыке и понимать, почему она культовая, можно изучить топ-листы авторитетных музыкальных изданий разных лет: «Лучшие альбомы всех времен», «Лучшие песни всех времен» и так далее. Сейчас уже не нужно заморачиваться и самому всё это отдельно искать, у нас на Яндекс.Музыке уже собраны плейлисты и подборки на основании таких рейтингов — например, «Лучшие рок-альбомы по версии журнала Rolling Stone». Просто вдумчиво слушайте, попробуйте понять, почему именно они попали в списки, что их объединяет. Также очень важно слушать новую музыку, и это тоже сейчас максимально просто — нужно просто регулярно проверять раздел «Новые релизы». Прислушивайтесь к ощущениям и выбирайте из всего многообразия что-то свое. Еще полезно слушать нишевые радиостанции, которые специализируются на одном жанре, через интернет можно найти и зарубежные. Как правило, там работают настоящие фанаты своего дела, и какая-нибудь маленькая дрезденская радиостанция может дать вам очень много нового.

 

 

 

LBC: На кого из новых музыкантов вы бы посоветовали обратить внимание?

 

А.Е.: О находках и вообще любимых артистах я пишу в Telegram-канале @noshitfm.  Достойная группа — «Дайте танк (!)», это ребята из Коломны. Мне очень нравится новый альбом Монеточки. Еще рекомендую Машу Теряеву из группы «Наадя», блюз-рок-группу The Jack Wood, электронный дуэт YUKO из Украины, Аигел. Из зарубежных — Sampha, Tom Grennan, Dessa, Kali Uchis, Rejjie Snow.

 

Фото: архивы пресс-служб, Instagram @monetochkaliska


  • Комментарии
Загрузка комментариев...