Жизнь
Сталинский ампир в Москве
20 Февраля 2018

Пугающий и прекрасный архитектурный стиль.

 

Сталинский ампир стал ведущим направлением в архитектуре СССР с 1936 по 1955 год. Помпезность и величественность сооружений должны были символизировать торжество идей социализма, а также мощь государства рабочих и крестьян. Узнать такие здания очень легко по отделке из мрамора, гранита и бронзы с позолотой, а также по скульптурным фигурам трудящихся, спортсменов и военных. Столица должна была стать воплощением архитектурного стиля, основанного на классическом искусстве Древнего Рима.

 

Главное здание МГУ

 

 

Знаменитые «высотки» стали настоящими жемчужинами сталинского ампира. Всего таких было построено семь (хотя планировали восемь). Великолепное главное здание Московского университета – самое высокое, 240 метров. Оно было построено по проекту архитектора Л. Руднева, со скульптурными оформлениями из мастерской В. Мухиной. Громадное здание с колоннами из яшмы, гранита и мрамора должно было символизировать заботу государства о науке и образовании. Венчает здание высокий шпиль, облицованный стеклянными пластинами, с пятиконечной звездой на вершине.

 

Министерство иностранных дел

 

 

Хотя все высотки и имеют между собой внешнее сходство, но у каждой – свое композиционное решение. Здание Министерства иностранных дел – ниже и строже, чем здание МГУ. Высота МИДа – 172 метра, фасад выполнен из керамических блоков, а цоколь – из красного гранита. Архитекторы В. Гельфрейх и М. Минкус изначально задумывали здание без шпиля, но в конце концов он все же был надстроен, правда, выполнен из очень легкой стали. Именно поэтому на нем нет пятиконечной звезды или другой символики – конструкция просто не выдержала бы веса скульптуры. Главным украшением здания является огромный герб Советского Союза на фасаде, выполненный скульптором Г. Мотовиловым.

 

ВДНХ

 

 

Выставка достижений народного хозяйства – настоящий апофеоз сталинского ампира. Начиная с арки, которая служит входом в парк, и заканчивая самым маленьким павильоном. Кстати, свой павильон был у каждой из республик СССР, что служило символом единства и послевоенного восстановления. Фронтоны, портики, шпили и скульптуры, изображающие рабочих и крестьян огромной страны, – парк стал излюбленным местом москвичей и отечественных режиссеров. Многие советские фильмы были сняты здесь.

 

Станция метро «Комсомольская»

 

 

Отдельно стоит сказать о станциях московского метрополитена, которые оформлялись как настоящие произведения искусства. Но символом сталинского ампира в подземке стала станция «Комсомольская» архитектора А. Щусева. Внутри – аванзал с куполом, своды которого украшены пятиконечной звездой с расходящимися во все стороны лучами, декорированными золотой смальтой. У наземного вестибюля также есть свой купол с лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов скульптора Г. Мотовилова. Стены станции облицованы светло-бежевым мрамором. Уличный павильон – также здание, выполненное в силе сталинского ампира, с колоннами и шпилем. А. Заболотная, одна из авторов проекта, предполагала, что станция у вокзалов станет своеобразными «воротами» в столицу, которые сформируют первое впечатление о городе.

 

Центральный академический театр Российской армии

 

 

Ранее театр носил название Центрального театра Красной Армии и имел важное значение. Архитекторы здания, К. Алабян и В. Симбирцев, спроектировали его в форме пятиконечной звезды, с портиком из высоких колонн по всему периметру. Внутри располагается уникальная сцена невероятных размеров. Невероятных настолько, что на ней воспроизводили танковые бои. Это самая большая сценическая площадка в Европе. Лучи здания-звезды указывают на крупные транспортные узлы Москвы – Белорусский, Савеловский, Рижский вокзалы и на Комсомольскую площадь. А пятый луч – на центр столицы.

 

Фото: shutterstock, архив пресс-служб

  • Комментарии
Загрузка комментариев...