Жизнь
Ключ к пониманию Азии
29 Января 2018

Мы выбрали яркие фильмы, которые рассказывают о культуре Азии – самурайском кодексе и боевых искусствах, а также превосходно демонстрируют эстетику и колорит стран. Бонус – документальный фильм о герое этого номера – Йоджи Ямамото.

 

Кадр из фильма "Марко Поло" (2007)

 

Запад открыл для себя японский кинематограф благодаря фильмам Акиры Куросавы. Его картины 50-х годов «Расёмон» и «Семь самураев» с Тосиро Мифунэ в главной роли показали загадочный мир самураев – с их кодексом, табу, боевыми искусствами и культурными обычаями. Следующим японцем, покорившим западный мир, стал Такеши Китано. Недавний комик, снявшись в драме Нагисы Осимы «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», сделал резкий поворот в карьере. В конце 80-х Китано начал снимать и играть главные роли в фильмах о якудзе, которые оказались безумно популярны в Европе и Америке, – это «Жестокий полицейский», «Фейерверк», «Сонатина», «Брат якудзы». Герои Китано – неизменно хладнокровные и беспощадные к врагам – в своем роде современные самураи, оказались идеальным воплощением Японии того времени. В 2002 году Китано выпустит «Кукол» по пьесе Тикамацу Мондзаэмона для бунраку (японский кукольный театр), куда, впрочем, тоже вплетет историю про якудзу. «Куклы» считаются одной из самых живописных работ Китано – во многом благодаря сотрудничеству с Йоджи Ямамото, сделавшему костюмы. Модельер работал художником по костюмам и на других фильмах Китано – «Брат якудзы», «Полный беспредел», «Такешиз» и «Затоiчи». Для «Затоiчи», ленте о мастере боевых искусств XIX века, дизайнер погрузился в мир исторического костюма. Рассказывая о японском кинематографе, важно вспомнить и о мультипликаторе Хаяо Миядзаки. Режиссер подарил миру чарующую вселенную японской мифологии – с ведьмами, призраками, магическими существами.

 

«Герой» (2002)

 

 

В ролях: Джет Ли, Тони Люн Чу Вай, Мэгги Чун, Чжан Цзыи и другие

На «Герое» и «Доме летающих кинжалов» закончился кассовый успех на Западе приключенческого жанра фэнтези, где демонстрируются восточные единоборства. Последующие работы режиссера Чжана Имоу («Проклятие золотого цветка» и «Великая стена») не были столь коммерчески выигрышны. В «Герое» режиссер отдает дань китайским традициям – боевым искусствам, каллиграфии, логической игре го. Великий воин по имени Безымянный приходит ко двору владыки Циня и рассказывает, как победил противников императора – воинов Сломанный Меч, Летящий Снег и Небо. Каждая из трех историй победы по-разному трактует события и показана в своем цвете – красном, синем и белом (красный символизирует ложь, синий – заблуждение, белый – истину). В итоге императору предстоит сделать выбор – оставить Безымянного в живых или убить.

 

«Затоiчи» (2003)

 

 

В ролях: Такеши Китано, Таданобу Асано, Митиё Оокусу, Така Гуадалканал, Юуко Дайкэ, Дайгоро Татибана

После серии гангстерских фильмов Такеши Китано решил обратиться к японской истории и поставить картину по мотивам романов Кана Симодзавы о слепом мастере боевых искусств Затоiчи. За «Затоiчи» режиссер получил четыре награды Венецианского кинофестиваля в 2003-м, в том числе приз за режиссуру и приз зрительских симпатий. В фильме переплетаются сразу несколько сюжетных линий. Почтенный странствующий мастер Затоiчи (сам Китано) ищет главу якудзы, который где-то прячется от врагов. Затоiчи слеп и выглядит немощным стариком, до поры никто не догадывается, как виртуозно он владеет мечом-тростью. Ронин Гэнносукэ Хаттори хочет наняться телохранителем к якудзе, чтобы кормить семью. Брат и сестра, переодетые гейшами О-Сэи и О-Кино, хотят отомстить якудзе за смерть родителей. Пути всех героев ведут в крошечный город, где начнут разворачиваться основные события.

 

«Мемуары гейши» (2005)

 

 

В ролях: Чжан Цзыи, Мишель Йео, Гун Ли, Кен Ватанабе, Каори Момои, Юки Кудо

Не стоит судить «Мемуары гейши» строго. Фильм поставлен по бестселлеру япониста Артура Голдена, а все главные женские роли играют… китаянки. На главную мужскую роль, впрочем, пригласили Кена Ватанабе, который обычно отдувается за роли японских хомм-фаталь. Середина 30-х годов ХХ века. Дочь рыбака Чио отдают прислугой в дом гейш. Гейшами заправляет строгая, но справедливая Матушка. Когда Чио подрастет, окажется, что девушка грозит стать самой яркой жемчужиной дома и уже не годится в прислуги. Новая гейша получает имя Сайюри и пользуется бешеной популярностью. Это страшно раздражает бывшую первую красавицу Хацумомо, которая постоянно строит козни. У Сайюри же на уме красивый господин Кэн Ивамура, с которым она познакомилась в детстве. В Японии тем временем начинается война, город заполняют американцы, Сайюри приходится бежать в горы.

 

«Брат якудзы» (2000)

 

 

В ролях: Такеши Китано, Куроудо Маки, Масая Като, Сусуму Тэрадзима, Омар Эппс, Ройял Уоткинс

После успехов гангстерских драм в Японии и на Западе Такеши Китано решил снять фильм о приключениях якудзы в Америке. Токийский мафиози Аники Ямамото бежит из родной Японии, так как бывшие подельники собираются его прикончить. Аники вместе с помощником Като едет в Лос-Анджелес к младшему брату Кену. Кен, в отличие от старшего брата, большими делами не ворочает и связался с мелкими наркоторговцами. Аники начинает наводить порядок в банде, воюет с мексиканцами, заключает сделку с главой Маленького Токио. Но, когда все признают Аники новым боссом, тот вдруг увлекается местной гейшей, про которую говорят: «Непонятно, хорошенькая она или страшная, но сразу видно – профессионалка».

 

«Табу» (1999)

 

 

В ролях: Такеши Китано, Рюхэй Мацуда, Таданобу Асано, Синдзи Такэда, Ёити Саи

Киото, 1865 год. Чтобы защитить сегунат от бунтовщиков, самурайский отряд Синсэнгуми набирает новеньких. После поединка выявляются лидеры – задиристый Тасиро и красавец Кано. Но, поступив в отряд, Кано начинает привлекать к себе много внимания: кто-то покончит с собой, кто-то предаст идеалы самураев. Японский классик режиссер Нагиса Осима в 1976 году шокировал как родную страну, так и мир откровенной «Империей чувств». Несмотря на то что фильм показали на Каннском кинофестивале, к широкому прокату в Европе и Америке он был запрещен. Хотя, как у любого великого режиссера, у Осимы за откровенностью нужно уметь разглядеть скрытые смыслы. В 1983 году появился фильм «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» – лента о Второй мировой войне, где нашлось место самурайскому кодексу, вопросам о чести и достоинстве. В картине японский капитан сходит с ума от британского майора (Дэвид Боуи), при этом сдержанная манера постановки ни разу не выдает режиссера, которого на родине судили за «распущенность» «Империи чувств». Последний фильм Осимы «Табу» возвращает режиссера к истории Японии, где он снова исследует вопросы табу и пути самурая. В фильме Осима снимает Такеши Китано, которому когда-то открыл дорогу в драматическое кино.

 

«Ветер крепчает» (2013)

 

 

Режиссер: Хаяо Миядзаки

Юный Дзиро мечтает стать пилотом, но из-за близорукости не может. Однажды во сне итальянский авиаконструктор Джованни Капрони посоветует ему изучать строение самолетов, так его мечта о небе станет ближе. Дзиро вырастет, станет авиаконструктором, начнет разрабатывать самолет Mitsubishi A6M Zero, а Капрони продолжит являться во снах с советами. Будучи подростком, Дзиро спасет во время землетрясения девушку Наоко, которая позже станет любовью всей его жизни и женой. Япония в это время находится на грани Второй мировой войны, а самолеты Дзиро хоть и хороши на уровне идеи, но летают пока неважно. «Ветер крепчает» – удивительный мультфильм для Хаяо Миядзаки. Прототипом главного героя стал Дзиро Хорикоси – японский авиаконструктор. В фильме почти нет чудес, кроме провидческих снов Дзиро. Нет ведьм, нет таинственного леса, нет героя, который должен пройти по неведомым дорожкам и после борьбы с антагонистами найти себя. Зато есть тема авиации, которая всегда интересовала режиссера – и в истории о пилоте-свине «Порко Россо», и в «Небесном замке Лапута». И есть нарисованная Япония – чуть-чуть, но сказочная.

 

«Унесенные призраками» (2001)

 

 

Режиссер: Хаяо Миядзаки

Десятилетняя Тихиро переезжает с родителями в новый город. По дороге они останавливаются и обнаруживают в лесу стол с яствами, отведав которые родители обращаются в свиней, а Тихиро поступает на службу в бани ведьмы Юбабы. В купальнях девочка знакомится с мальчиком Хаку, который может превращаться в дракона, шестируким дедом Камадзи и Безликим богом реки. Вскоре оказывается, что Хаку заколдован, а освободить его можно, только попросив прощения у сестры Юбабы – Дзенибы. Так Тихиро отправляется в долгое путешествие. «Унесенные призраками» – первый оглушительный успех Миядзаки на Западе. Мультфильм собрал 274 млн долларов и стал самым кассовым фильмом в истории Японии с общими сборами в 30,4 млрд йен. Картина взяла «Оскар» в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм» в 2003 году и приз «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале в 2002-м. У «Унесенных призраками» первое место в рейтинге лучших мультфильмов всех времен по версии IMDb. Такая зрительская любовь заслуженна. В картине есть все: магическая Япония, невероятная красота каждого кадра, носатые ведьмы-антагонисты, в итоге оказывающиеся не такими ужасными, поезд, едущий по морю (про который каждый раз думаешь, как бы купить на него билет!), нравоучительная история о грехе и искуплении. И масса колоритных героев, каждый из которых – драгоценность в шкатулке (три бородатые головы, гигантский младенец, многорукий дедушка, Безликий бог реки). Акира Куросава сказал про Миядзаки: «Нельзя преуменьшать значение творчества Миядзаки, сравнивая его с моим».

 

«Дом летающих кинжалов» (2004)

 

 

В ролях: Такеши Канеширо, Энди Лау, Чжан Цзыи, Сун Даньдань и другие

После успеха «Крадущегося тигра» дорога жанру уся (приключенческое фэнтези) в мировой кинематограф была проложена. Поэтому китайский режиссер Чжан Имоу снял подряд два фильма, «Герой» и «Дом летающих кинжалов», – с шикарными костюмами, великолепными видами и зрелищными сценами боевых искусств. Древний Китай династии Тан, 859 год. Капитан Лю подозревает, что где-то прячется дочь главаря мятежников, которая умеет виртуозно обращаться с кинжалами. В дом развлечений «Пионовый сад» он отправляет тайного агента Цзиня. Тот просит показать ему лучшую танцовщицу, и хозяйка приводит слепую красавицу Сян Мэй. Полиция арестовывает девушку, но Цзинь помогает ей бежать, чтобы выследить мятежников. Само собой, он влюбляется в Сян Мэй, хотя и лжет ей, что помогает искренне. За беглецами следует капитан Лю. Добром дело не кончится.

 

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)

 

 

В ролях: Чоу Юнь-Фат, Мишель Йео, Чжан Цзыи, Чан Чэнь, Лун Сихун и другие

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» тайванца Энга Ли завел моду на уся в кино. Уся – приключенческий жанр китайского фэнтези, где восточные единоборства показаны во всей красе. В 2000 году картина стала самым кассовым неанглоязычным фильмом в истории американского проката и собрала более $128 млн при бюджете $17 млн. Американская киноакадемия номинировала «Крадущегося тигра» на десять «Оскаров», в итоге фильм получил четыре, включая награду «Лучший фильм на иностранном языке». Понятно, от чего у зрителей захватывало дыхание. На экране можно видеть невероятно красивые костюмы и зрелищные боевые сцены. Все трюки – реальные, а не нарисованные. Пекин эпохи Цин (начало XIХ века). Великий мастер боевых искусств Ли Мубай оставляет путь воина и передает магический меч «Зеленая судьба» на хранение своему товарищу. Меч похищают, его потеря влечет за собой целую цепь событий. Ли Мубай подозревает, что меч украла женщина-убийца, которая когда-то погубила и его учителя. Мастер отправляется на поиски…

 

«Любовное настроение» (2000)

 

 

В ролях: Мэгги Чун, Тони Люн Чу Вай, Пинг Лам Сиу и другие

После «Трудностей перевода» хочется оказаться в том самом Токио, по которому бегали герои Скарлетт Йоханссон и Билла Мюррея. После «Любовного настроения» хочется побывать в Гонконге, где по узким улочкам ходят красавицы в традиционных платьях ципао, а в лапшичных по ним грустят парни. Двое живут в многонаселенном доходном доме. Су ждет мужа, который вечно в командировках. Чоу – жену, которая тоже всегда в разъездах. Иногда они встречаются по пути в лапшичную. Как-то раз Чоу и Су решают поговорить подольше и догадаются, что их супруги изменяют им друг с другом. В воздухе чувствуется настроение любить, но если они позволят себе это, то превратятся в своих неверных супругов. Кажется, что в «Любовном настроении» ничего не происходит. Нарядная героиня медленно идет по городу. Герой подолгу сидит в редакции, много курит, а потом выпивает в лапшичной. Все действие – во взглядах, игре света, музыке и томлении. За камерой стоял Кристофер Дойл, любимый оператор режиссера фильма Вонг Кар-Вайя, – он-то и «оживил» Гонконг 1962 года, которого на самом деле уже нет.

 

«Куклы» (2002)

 

 

В ролях: Михо Канно, Тиэко Мацубара, Хидэтоси Нисидзима, Тацуя Михаси, Кёко Фукада

К моменту выхода «Кукол» в 2002 году Такеши Китано уже был любимчиком в Европе и прославился как постановщик фильмов о якудзе. «Куклы» показали на 59-м кинофестивале в Венеции, и картина оказалась неожиданной для критиков. Не гангстерская драма, а мелодрама. Многие кадры так и просились в рамку, особенно из первой новеллы про влюбленных, чьи костюмы гармонировали со сменой времен года. Во многом впечатляющей эстетикой «Куклы» обязаны Йоджи Ямамото, создавшему костюмы для фильма. Наряды актеров оказались такими красивыми, что Китано говорил в интервью: «Порой я думаю, не слишком ли это, что мои герои расхаживают в лохмотьях от Yohji Yamamoto?» Итак, фильм разделен на три новеллы. В первой и самой живописной юноша Мацумото бросает свою невесту Савако, потому что родители велят ему жениться на богатой девушке. Савако попытается покончить с собой и потеряет рассудок. Мацумото отправиться с ней в долгое странствие по Японии – в надежде, что та когда-нибудь придет в себя. Красный наряд Савако на фоне осенних кленов, сшитый Ямамото, попадет на афишу фильма. Во второй новелле постаревший якудза вспоминает свою давнюю любовь, которую он бросил в юности, а она обещала ждать его всегда. Якудза возвращается в своей родной город и видит в парке пожилую женщину, в которой узнает свою давнюю подругу, а она его – нет. В третьей новелле поклонник поп-певицы, потерявшей красоту после автокатастрофы, лишает себя зрения, чтобы оказаться рядом со своим кумиром. «Куклы» номинировались на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, но награды, увы, не получили.

 

«Записки об одежде и городах» (1989)

 

 

В ролях: Вим Вендерс, Йоджи Ямамото

Жаль, Йоджи Ямамото не приглашали сниматься в художественных фильмах – он невероятно харизматичен. Зато Вим Вендерс сочинил в честь дизайнера документальную оду, и редко случается, чтобы режиссеры такого класса посвящали моде целый фильм, а не рекламный ролик. В кадре Вендерс говорит: «Мне не интересна мода, мне интересен мир. Но, возможно, мои суждения полны предубеждений. Почему бы мне не попытаться посмотреть на этот мир без предубеждений? Почему бы не посмотреть на моду как на любую другую индустрию – например, как на киноиндустрию?» В конце 80-х Центр Помпиду заказал Вендерсу фильм про отношения кино и моды. Режиссер решил, что его героем станет Йоджи Ямамото. Съемки проходили в Токио и Париже. Вендерса интересовал процесс создания коллекций. В фильме он разговаривает с дизайнером про увлечение стилем кочевых племен, рассуждает о том, в чем его отличие от решений Рей Кавакубо, наблюдает, как Ямамото рассматривает старые фотографии. Надо ли говорить, что после съемок Вендерс стал носить Yohji Yamamoto и признался, что чувствует себя в этой одежде весьма комфортно.

 

Фото: кадры из фильмов

  • Комментарии
Загрузка комментариев...