Стиль
Семь самураев
29 Января 2018

С 70-х годов японская мода приходит в Париж, начинает завоевывать сердца критиков и покупателей. Первопроходцами были Кензо Такада и Иссей Мияке, которые начали показывать свои коллекции в Париже и Нью-Йорке. Дизайнеры презентовали вещи с элементами традиционного японского стиля – технику оригами, яркие расцветки, роспись по шелку, золотые вышивки, силуэты кимоно.

В 80-х на парижских подиумах появляются японские авангардисты – Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото. Они шокируют европейцев деконструкцией моды, показывая странные асимметричные вещи в стиле «Хиросима-шик». Справедливости ради заметим, что моду на все ориентальное необычное на Западе завела художница Яёи Кусама (коллекция в горошек для Louis Vuitton – это ее рук дело).

 

japan fashion

 

В начале 60-х она переехала в Нью-Йорк, где устраивала перформансы и авангардные показы моды. И если посмотреть фото ее коллекций тех лет, можно найти общие моменты с творчеством Кавакубо и ее последователей. Но дизайнером Кусама не была, так что до триумфа японской моде пройдут годы.

С 90-х западный рынок атакуют новички из Японии, многих из которых воспитала Кавакубо – Джунья Ватанабе, дизайнер Undercover Джун Такахаши и Читосе Абе из Sacai. В это же время мировую экспансию начинает самый успешный японский демократичный бренд – Uniqlo. Японская мода на Западе почти всегда становится если не сенсацией, то броским заявлением – это разрушение привычного понимания моды, передовые материалы, отсылки к безумному стилю токийских модниц когяру.

Рей Кавакубо – Comme des Garçons

В этом году темой Бала Института костюма Met Gala стало творчество Рей Кавакубо. А в нью-йоркском Метрополитен-музее открылась выставка «Rei Kawakubo/Comme des Garçons: Art of the In-Between», состоящая из 120 работ дизайнера. Так чествовали ветерана японской моды, которая основала Comme des Garçons 44 года назад. Кавакубо назвала свою марку (перевод с французского – «Как мальчики») в честь песни Франсуазы Арди «Tous les garçons et les lles». Задумывала модельер заранее или нет, но она впрямь перевернула понимание женственности, да и моды в целом, с ног на голову. И дала дорогу целой плеяде оригинальных творцов, которых никто уже не смел называть «странными» и «дикими», ведь первой была Рей. Под ее присмотром выросли Тао Курихара и Джунья Ватанабе, позже основавшие свои Дома. С самого начала Кавакубо, как и Йоджи Ямамото, решила, что нужно отойти от японского фольклора в моде и создать что-то кардинально другое. Дизайнер сконцентрировалась на черном, сером и белом, сложных драпировках, рваных тканях и асимметрии. Журналисты прозвали стиль «Хиросима-шик».

 

japan fashion

 

С 80-х Comme des Garçons начали показывать на Неделях моды в Париже. Для публики, привыкшей к оригами Иссея Мияке и разноцветью Кензо Такады, коллекции стали шоком. Платья-коконы, платья-одеяла, кардиганы, будто съеденные молью, мятые юбки с наполовину отпоротым подолом, вещи из резины, бумаги, пластика, винила. Comme des Garçons никогда не дают критикам скучать. Кавакубо всегда претили традиционное понимание женственности и эксплуатация женского тела: «Я никогда не теряла способности протестовать. Когда я начинаю злиться, гнев преобразуется в энергию. Я не создала бы ничего дельного, если бы не была бунтаркой». У Кавакубо нет диплома дизайнера, она искусствовед, но ее всегда увлекало «создание вещей, которых раньше не было». Но эксперименты модельера окупаются, годовой доход Дома составляет 280 млн. долларов В лондонском магазине «Dover Street Market» наряду с собственными марками компании продаются также вещи других концептуальных дизайнеров. Comme des Garçons успели сделать совместные коллекции с H&M, Fred Perry, Converse All Star, Speedo и другими.

 

japan fashion

 

Иссей Мияке – Issey Miyake

Иссей Мияке, будущий король японских плиссировок, после окончания токийского Tama Art University решил, попытать счастья на Западе. Он поработал у Юбера де Живанши и Ги Лароша в Париже, а в США – у Джеффри Бина.

 

japan fashion

 

В 1971 году дизайнер вернулся в Японию и основал Miyake Design Studio. Он решил взять за основу традиционный японский костюм, технику оригами и ориентальные рисунки, перенести восточные влияния на западные силуэты. При этом модельер экспериментировал с высокотехнологичными тканями, бумагой, пластиком, ротангом, проволокой, флизелином. Его вещи напоминали то традиционный костюм японского крестьянина, то одеяние самурая, то предметы интерьера из рисовой бумаги. Вместе с дизайнером текстиля Макико Минагава Мияке разрабатывал новые ткани. Больше всего прославилась его линия Issey Miyake Pleats Please, вещи с плиссировкой, вдохновленные японскими оригами.

 

japan fashion

 

До Мияке одежда в складку кроилась из готовой плиссированной ткани, но дизайнер решил по-другому. Уже сшитые вещи он превращал в плиссированные с помощью пресса. Так складки лучше ложились на одежду и сохраняли форму. И немногие знают, что Мияке стал создателем любимой униформы Стива Джобса. Основатель Apple попросил дизайнера сделать для него черные водолазки, которые он мог бы носить каждый день, не задумываясь о гардеробе. Мияке создал их больше сотни, а Джобс носил водолазки неизменно вместе с джинсами и кроссовками. Эта одежда стала визитной карточкой IT-гуру.

 

japan fashion

 

Джунья Ватанабе ­– Juniya Watanabe

Именно Джунья Ватанабе был автором футболок с надписями кириллицей «Клинцы» и «Электроугли», которые так повеселили русских покупателей. Как Йоджи Ямамото и Кензо Такада, Ватанабе закончил токийский Bunka Fashion Institute, главную японскую кузницу модных кадров. Ватанабе – воспитанник Рей Кавакубо, проработавший дизайнером Comme des Garçons с 1984 до 1992 года, где отвечал за линии «Tricot» и «Homme». Хотя сам Ватанабе признавался в интервью, что Кавакубо – очень суровая наставница: «Иногда я бы предпочел хоть какой-то отзыв. Критика была бы лучше, чем молчание».

В 1992-м дизайнер основал собственную марку – Junya Watanabe, работающую под крылом Comme des Garçons. В рамках бренда модельер успел создать совместные коллекции для Converse All-Star, Levi’s, Nike и The North Face. Как и Comme des Garçons, марка Junya Watanabe показывает свои коллекции в Париже.

 

japan fashion

 

Что такое стиль от Ватанабе? Это все, что вы можете ожидать от японской моды, – нетипичные материалы вроде винила, пластика и ткани, имитирующей бумагу, причудливые архитектурные формы, любовь к трем любимым японским цветам – черному, красному и белому, а также невероятные детали на одежде, вроде огромных полусфер, превращающих вещь в артобъект. Порой вещи Junya Watanabe напоминают не только перформанс, но и маскарадный костюм, смастеренный из бумаги. Такими однажды были черные накидки с шифоновыми шипами, которые могли бы украсить кого-то, решившего изобразить на карнавале короля-ворона или Малифисенту.

 

japan fashion

 

Тадаси Янаи – Uniqlo

Знал ли Тадаси Янаи, открывая в 1984 году свой первый магазин Uniqlo (Unique Clothing Warehouse) в Хиросиме, что спустя годы заветный красный логотип будет манить фанатов бренда по всему миру? В 2014 году Bloomberg назвал основателя Uniqlo самым богатым человеком в Японии с доходом 19.9 млрд долларов и одним из 35 богатейших людей мира. В 2017 году Янаи, по подсчетам Forbes, занимает второе место в рейтинге богатейших людей Японии, а сама компания вошла в сотню самых ценных мировых брендов стоимостью в 7 млрд долларов.

 

japan fashion

 

За что мы любим Uniqlo? За коллаборации с Инес де ля Фрессанж, Джил Сандер, Кристофом Лемаром и J.W.Anderson. За невесомые пуховики, лучшие по соотношению «цена-качество». За недорогие разноцветные свитера. За майки с арт-принтами Жана-Мишеля Баския и Кита Харинга, сделанные на основе коллекций MOMA. За базовые вещи, универсальные каждый сезон и не гоняющиеся за модой, в отличие от других демократичных брендов.

 

japan fashion

 

Как говорит сам Янаи: «Мы продаем за умеренную цену хорошие вещи в хороших магазинах. Люди всегда хотят покупать качественные вещи». Успех Uniqlo – в идеально лаконичном японском дизайне, качественном текстиле и экономичном производстве на фабриках Китая и Камбоджи, которое позволяет кашемировому свитеру и пуховику стоить не больше 100 долларов.

 

japan fashion

 

Акира Исогава – Akira

Есть легенда, что когда Анну Винтур спросили, признает ли она, что книга «Дьявол носит Prada» написана про нее, главный редактор американского Vogue фыркнула: «Конечно же, нет. Если бы книга была про меня, она бы называлась «Дьявол носит Akira». Как бы то ни было, Анна Винтур, в чьем распоряжении лучшие творения мировых дизайнеров, действительно благосклонно относится к коллекциям Акиры Исогавы. Несмотря на японское происхождение и 100% отсылки к текстильным традициям Страны восходящего солнца, Akira – австралийский бренд.

 

japan fashion

 

Рожденный в Киото Акира Исогава в 1986-м переехал в Австралию, где и появилась марка его имени. Все началось, как рассказывает Исогава, так: «Я приехал в Австралию и понял, что мне здесь нечего носить. В магазинах я не мог найти ничего подходящего. Я купил швейную машинку, ткань и начал делать себе одежду сам. Друзья спрашивали, где я взял вещи, и просили себе такие же. Так друзья стали моими первыми клиентами. Все это было еще до того, как я начал изучать дизайн».

 

japan fashion

 

Через год после открытия первого магазина Akira марку заметил Vogue и выпустил материал о дизайнере, а в 1997-м снял Наоми Кэмпбелл на обложку в вещах марки. В 2005-м за вклад в развитие австралийской моды была выпущена почтовая марка с портретом Исогавы.

Akira – самое романтичное воплощение японского стиля. Журавль, сакура, расписные ширмы, рисовые циновки, чайная церемония и шуршащие шелковыми юкатами красавицы. Цветочные принты на шелке, плиссировка и аллюзии к формам кимоно. Прекрасно!

Джун Такахаши – Undercover

Ярким примером японской оригинальности и изрядной толики безумия является марка Undercover. Джун Такахаши, основатель бренда, тот еще панк, фанат «Sex Pistols» и бывший музыкант рок-группы. А его марка Undercover представляет собой этакое соединение японского панка с аллюзиями на образ футуристической принцессы – красный и черный винил, громкие слоганы вроде «Anarchy is the key» и «Not a human, not a soul», юбка с портретами участников «Rolling Stones», готическое платье с крыльями, кольцо-кастет с гигантскими вишнями, принты с фламандской живописью в сочетании с дикими пластиковыми украшениями, корона с совиными крыльями. При этом подиум на показе может быть украшен инсталляцией, представляющей собой гибрид огромных вишен и тыкв на Хэллоуин.

 

japan fashion

 

Как и многие японские модельеры, Джун Такахаши является выпускником Bunka, а вдохновила его «крестная мать» всей японской моды Рей Кавакубо. Такахаши рассказывал, что когда он впервые увидел показ Comme des Garçons, его озарило, что у моды не должно быть творческих границ. Сегодня Undercover показывается на Неделе моды в Париже, а вещи бренда продают концептуальные магазины по всему миру.

 

japan fashion

 

Читосе Абе – Sacai

Еще один ученик великого японского учителя моды Кавакубо – Читосе Абе. Она тоже училась мастерству в Comme des Garçons, но уже в 1999 году основала собственный бренд Sacai. Но если обычно ученики Кавакубо движутся в сторону безумия, Абе – к нежности. Хотя неизменный для японцев архитектурный крой, асимметричность и склонность к футуризму в Sacai тоже присутствуют, марка очень женственная.

 

japan fashion

 

Читосе Абе любит многослойность, атласные фактуры, карамельные и пудровые цвета, оборки, плиссировки, цветы и декор. Дизайнер предпочитает так называемую гибридную эстетику, когда вещи сложены из кусочков тканей разных фактур – шерсти и шелка, шифона и полиэстра, денима и органзы, твида с кружевом. Абе запросто сочетает девичий стиль со спортом, неслучайно ее пригласили сделать модную линию Nike x Sacai, где вещи вдохновлены футболом и бегом. А для The North Face Sacai будет выпущена коллекция пуховиков и парок. (Не терпится увидеть!) Флагманский магазин Sacai находится в Токио. Показы коллекций проходят в Париже. Вещи бренда продаются в 230 магазинах в 40 странах мира. И само собой, вещи можно купить в лондонском магазине ее наставницы Кавакубо «Dover Street Market».

 

japan fashion

 

 

Фото: архив персс-служб, shutterstock, gettyimages, @junyawatanabeofficial, @akiraisogawa, @undercover_lab, @sacaiofficial

  • Комментарии
Загрузка комментариев...