Жизнь
Килиманджаро
19 Января 2018

#лэтуальнакилиманджаро2017

История Л’Этуаль – это история открытий и свершений, преодоления трудностей и преград, покорения новых высот – иногда в прямом смысле слова. В начале осени 10 сотрудников Л’Этуаль совершили восхождение на самую высокую гору Африки – Килиманджаро, посвященное 20-летию Компании и основателю сети Максиму Аркадьевичу Климову.

Как это было, рассказывает Алена Громницкая, директор по PR сети магазинов парфюмерии и косметики Л’Этуаль.

Вижу цель  не вижу преград!

День вылета

Когда в апреле я узнала, что в сентябре отправлюсь на Килиманджаро, то мне казалось, впереди масса времени… Но оно пролетело как одно мгновение, и уже сегодня мы улетаем. Держите за нас кулачки, особенно в пятницу рано утром: в это время мы будем штурмовать пик Ухуру вулкана Кибо – высочайшую точку Килиманджаро (5895 м). Состояние «хочется» – «страшно» – «скорее бы» – «зачем?» – «круто» и так далее. Поехали!

15 сентября 2017 года команда из десяти сотрудников Л’ЭтуаЛь во главе с генеральным директором Татьяной Володиной совершили восхождение на вершину Килиманджаро – пик Ухуру, где водрузили флаг компании.

В начале каждого дня брифинг и проверка экипировки

День 1

Понедельник

Наш маршрут называется Лемошо (Lemosho Route – один из самых интереснейших и красивейших на плато Шира (Shira Plateau). Он длинный, чтобы у участников было больше времени на акклиматизацию. Нашу группу на машине доставили на высоту 3500, и мы выходим в первый лагерь Шира-2, на высоту 3900 м. Идем с палками для треккинга – непривычно. Появляются первые признаки горной болезни – дикая слабость, ватные ноги, начинает болеть голова. Темнеет. Достаем налобные фонарики, продолжаем подъем наверх. Доходим до Shira 2. Я вползаю в палатку и буквально падаю, настолько физически плохо. Лежу пару минут, сердце дико колотится, воздуха не хватает. Натягиваю пуховик под ветровку и иду (а точнее, ползу) на ужин. Перед ужином у всех участников медосмотр: измеряют кислород в крови и пульс. После ужина отползаем спать. Делаю ошибку – не надеваю пуховик и шапку на ночь, дико замерзаю, ноги тоже ледяные. Просыпаюсь каждые полчаса – сердце то бешено колотится, то словно останавливается. Непонятно, как повернуться на другой бок в спальнике, и все время озноб. В 5 утра просыпаюсь, надеваю фонарик и еле-еле иду в туалет, он, конечно же, на горке. Сердце стучит, мучает одышка. Светает. Наступает второй день…

День 2

Вторник

Утром к палатке приносят кружку с горячей водой – сделать чай. Следом тазик с теплой водой – умыться. Я каждый день мужественно использовала пенку, несмотря на холод. Иду в общую палатку завтракать, в меню – кукурузная каша, омлет, тосты, чай. Потом измерение пульса и кислорода, выслушивание легких. Пью полтаблетки диамокса (препарат выводит лишнюю жидкость), одеваюсь согласно инструкциям гида, наливаю воду в питьевую систему, наношу SPF-крем. Я готова. Выдвигаемся около 9 утра. Идем в лагерь Лава Тауэр (Lava Tower), на высоту 4650 м. Там предстоит обед, но главная цель подъема – акклиматизация. Дорога – живописные спуски и подъемы, идти часов восемь. Сначала иду хорошо, часа за два до лагеря становится плохо: тошнота, слабость, перед глазами круги, адская головная боль. Еле держусь на ногах. Когда останавливаюсь, становится еще хуже. В бессознательном состоянии дохожу до лагеря, падаю на стул. На меня надевают пуховик, дают две таблетки панадола. Потихоньку прихожу в себя и за обедом чувствую себя на 10 баллов (каждый раз нужно давать оценку своему состоянию по шкале от 1 до 10). После обеда спускаемся вниз в лагерь Барранко (Barranco) – сплошной спуск, идти сложно, приходим уже на закате. В лагере красиво и много необычных деревьев. Ужин, медосмотр, умывание, разбредаемся по палаткам. Я теперь умнее: надеваю термобелье, две пары носков, штаны, флиску, пуховик, шапку, капюшон – и так ложусь спать. (Телефон и аккумуляторы кладу в другую шапку и в спальник, чтобы не разряжались.) Все равно мерзну всю ночь, сердцебиение становится чуть спокойнее, но просыпаюсь каждый час по-прежнему.

Алена Громницкая: новый день - новая высота!

День 3

Среда

Посыпаюсь в 5 утра без будильника – от холода. Умываюсь, завтрак, пульс, кислород. Проверка рюкзака, наполняю питьевую систему – и вперед. Перед нами отвесная стена Барранко высотой метров 300. И она почти вертикальная – страшно. Оказывается, там есть тропа. Палки убираем, ползем, цепляемся руками. Возникает пробка из групп – дорога одна для всех. Портеры (или носильщики; во время восхождения помогают туристам нести груз и снаряжение. – Прим. ред.) всегда впереди с большими рюкзаками, палатками и другими вещами. Без гидов и портеров идти в гору запрещено. Так государство трудоустраивает своих граждан. Один портер может нести не более 15 кг. Проходим вдоль стены, «kiss wall» – лицом к скале, обнимая ее руками. Высоко. Кто боится высоты, тем не по себе. Доходим до высшей точки. Красиво так, что захватывает дух. Ты такой маленький, а природа, горы, небо – величественные. Снова череда подъемов и спусков. Идем «pole-pole», что на суахили «медленно-медленно». Уставшие приходим в лагерь Каранга (camp-Karanga) на 4000 м. После обеда акклиматизационный выход на 4200 м. Возвращаемся в сумерках, ужин. За ужином и вообще много смеемся: мы – классная команда. Medical check, расползаемся по палаткам.

День 4

Четверг

Утро стандартное: замерзла, проснулась, завтрак, пульс, кислород, рюкзак, в дорогу. Только день сегодня отличается от других тем, что к 13.00 мы должны дойти до штурмового лагеря Барафу (4600 м), пообедать и подняться в лагерь Косово (4800 м) на акклиматизацию, вернуться, поспать пару часов и в полночь выходить на штурм. В Барафу фотографируемся у стелы. Навстречу нам ведут под руки или несут людей после штурма – бледные, зеленые лица, черные круги под глазами. Я до сих пор вижу девушку с фиолетовым носогубным треугольником. Мы все в шоке и панике: неужели с нами завтра будет то же самое? Гиды успокаивают, говорят, что это от погоды и недостаточной акклиматизации. Решаем не обедать, а сразу идти в Косово – примерно час наверх и минут 45 вниз. …Перед главным восхождением наши гиды, Стэнфорд и Комби, проводят брифинг: как идти, как дышать, что надевать (ответ: все и сразу), что брать с собой. Атмосфера напряженная, все волнуются. Расползаемся по палаткам, собираем рюкзаки, одеваемся к штурму. Пытаемся поспать пару часов (мало кому удается, сон похож на забытье).

Автор идеи "Л'Этуаль и Килиманджаро 2017" - генеральный директор компании Татьяна Володина

День 5

Пятница

Восхождение

Выходим в час ночи (мы же «pole-pole team»!), в голове проносятся обрывки мыслей. Перед собой видно только ноги впереди идущего человека, но ты и смотришь только вниз. Фонарик давит на голову, и непонятно, это боль от фонарика или снова «горняшка». Холодно. Идем. Впереди уже много групп и череда фонариков в темноте. И позади тоже. …Для меня первые пять часов (первые пять!) были дорогой в ад. Тошнит, слабость, ватные ноги. Сознание отделяется от тела, и это не ты уже идешь. Кажется, будто я робот, а роботы не устают. Обрывки фраз в голове, почему-то думаю о том, что надену розовую флиску, когда вернусь в лагерь. Разговариваю с прабабушкой Верой. Все равно знаю, что дойду (доползу, но на вершине буду). Каждый шаг – преодоление себя и тяжелый труд. Приходят мысли, что больше не могу. Смотрю на команду: всем плохо, но все идут, и я тоже иду! Без команды я не смогла бы. Привал раз в час. Падаю на камень, гиды приносят чай, пью, становится полегче. Гиды другой группы поют, концентрируюсь на звуках… …Мне так плохо, что я начинаю беззвучно плакать, и на время отпускает. Пятый привал, пятый чай. Начинаю разговаривать, даже смеюсь. Каждый раз, когда снова становится невыносимо, плачу. Рассказываю об этом Стэнфорду – пусть советует своим следующим туристам, вдруг поможет кому. Светает. Вокруг такая красота… Снова реву, но уже от разрывающего и щемящего душу чувства прекрасного. Когда рассвело, идти стало легче. Спрашиваю гида: сколько еще? «Еще часа два». Потом оказалось, что еще часа четыре! В бессознательном состоянии доползаем до Stella Point. Единственная мысль: «Я бы ее снесла!» – потому что от нее идти еще часа два, и это самые сложные два часа во всем восхождении. Да и в жизни. Гиды высыпают каждому на ладонь глюкозу, слизываешь, и отдаленно мелькает мысль, что руки грязные. Ползем дальше. Навстречу спускаются люди и подбадривают: «Вы уже почти дошли». Дальше провалы в памяти, ледники, горы, привалы – и вот мы наконец-то на пике Ухуру!

Команда Л'Этуаль сделала это - пик Ухуру покорен!

Пик Ухуру

11.20 утра (а стартовали в час ночи). Мы на 5895 м! Эйфория, истерика, половина команды рыдает (я плачу и не могу никак успокоиться). Такая гамма эмоций, словами не передать: и что физические страдания закончились (про дорогу вниз пока не думаешь), и что ты смог, и что цель достигнута, и что мы дошли. Снимаем короткое видео, фотографируемся с флагом, я беру горсть камней на память. Гид напоминает, что кислорода мало и пора уходить, но его никто не слышит – все в своих эмоциях и мыслях. Спустя минут 10 эйфория сменяется паникой: мы слишком долго на высоте, и все натурально бегут трусцой с горы. Под ногами грязь, пыль, крошево, про «поле-поле» забыто. На обратном пути «горняшка» посетила почти всех, но дошли все сами, своими ногами, часа за четыре. В общей сложности штурм-спуск занял у нашей группы около 14 часов.

Спустившись в Барафу, переоделись, пообедали, собрали вещи – и снова своими ногами до лагеря Миллениум (3820 м). Это еще часа два. Пока брели, я первый раз за неделю достала плеер и словила такой восторг от музыки, выполненной цели и красоты вокруг! Даже пыталась пританцовывать. …В Миллениум мы вошли незадолго до заката. Лагерь новый, большой, очень много зелени, кислорода. За ужином поняли, насколько все вымотаны, сил почти не осталось. Раньше обычного расползлись по палаткам. Только легла и застегнула спальник, как уже спала.

День 6

Суббота

Первый раз за неделю просыпаюсь по будильнику, наконец-то тепло! Завтрак, сборы, почти все вещи раздаем сопровождающим, они рады! Поем «Акуна Матата», танцуем. Время прощаться. И радостно, и грустно, что все заканчивается. Сегодня нам предстоит 16-километровый переход через тропический лес, и это уже чувствуется – жарко.

Гид Фрэнк, видимо, думает, что мы юннаты, показывает нам каждый цветочек, дерево и растение. Говорит, что такие растут только в Танзании. Верим. В 15.00 выходим из парка, а нас уже встречают – накрыт небольшой фуршет, фрукты и шампанское. Каждому вручают сертификаты о покорении Килиманджаро. Поднимаем тосты и прощаемся с сопровождающими, едем в отель. По пути останавливаемся у сувенирного магазина, и тут все осознают, насколько физически вымотаны. …20.00, мы в отеле – грязные, безумно уставшие и вообще не понимающие, кто мы и где. Быстрый ужин, разбредаемся по номерам. Есть душ, а в душе горячая вода, можно помыть голову – это просто чудо! Состояние перевозбужденное, не уснуть. Просыпалась каждые полчаса: «Где я, где палатка, где спальник, почему я без трех слоев одежды?..»

Туристический приют

День 7

Воскресенье

В 6.30 все встречаемся в холле отеля. Самочувствие не очень – слабость, тошнит, кружится голова. Загружаемся в две машины, едем на сафари в парк Аруша. В парке нет хищников, поэтому все животные спокойные и вполне упитанные. Видели кабанчиков, розовых фламинго, косулю, обезьян, жирафов. Смотрим друг на друга и с трудом узнаем – без палок и рюкзаков выглядим иначе. После экскурсии выдвигаемся в аэропорт: нам предстоит перелет до Дохи, 7-часовое ожидание – и в Москву.

На сафари в национальном парке Аруша в Танзании

Возвращение домой

Москва. Но мыслями, ощущениями и сердцем я и вся команда еще там, на нашей Кили. Знаете, что самое главное в горах (после воды и экипировки)? Команда! И это так, друг без друга мы не достигли бы вершины. Мы были вместе сутки напролет, семь дней в неделю, и все открылись по- новому. Маски сброшены, все настоящие. С нашей «pole-pole team» я теперь готова хоть на Эверест, хоть на Марс. Потому что точно знаю: команда всегда окажет помощь и поддержку. Вопросы, которые на восхождении звучали чаще всего: «Ну ты как?» – «А ты?» Мы не просто коллеги теперь, а семья. Это было невероятно, незабываемо. Такой опыт переворачивает жизнь, делит на «до» и «после». Да, это изматывающе, но так вдохновляюще! Спасибо автору этой идеи – генеральному директору Л’Этуаль Татьяне Володиной, спасибо всей команде. И спасибо, Килиманджаро!