Жизнь
Страх какой: лучшие фильмы ужасов
25 Октября 2017

В преддверии Хэллоуина рассказываем о лучших хоррорах всех времен и народов.

 

«Суспирия» (1977), реж. Дарио Ардженто

 

 

Фильм считается вершиной творчества итальянского мастера ужасов Дарио Ардженто. Это первая часть режиссерской трилогии о матерях, за которой последовали «Инферно» и «Мать слез». Действие фильма происходит в Берлине. Город встречает 20-летнюю американку Сюзи страшной грозой, а когда девушка прибывает по адресу в старую балетную школу, где она собралась оттачивать мастерство, дверь в заведение ей попросту не открывают. Но странное дело: на ее глазах из здания выбегает до ужаса испуганная девушка, которую на следующее утро находят убитой. Дальше – больше, а все зверства совершаются под электрогитару и шепот итальянской рок-группы Goblin. Известно, что на съемочной площадке Ардженто ставил музыку на полную громкость, чтобы вызвать нервное напряжение актеров и страх.

 

«Черная суббота, или Три лица страха» (1963), реж. Марио Бава

 

 

Картина 1963 года от мэтра итальянского хоррора, одного из основателей жанра джалло, буквально пестрит красавицами французского и итальянского кино – в одной из трех новелл сыграла Мишель Мерсье, которая через год станет звездой экранизации многотомного романа о приключениях Анжелики. Фильм состоит из трех новелл и снят по произведениям мировых классиков. Первая новелла под названием «Телефон» по одноименному рассказу Чехова рассказывает запутанную трагическую историю, в центре которой оказался телефонный разговор, а точнее, телефонный террор. Вторая новелла снята по роману Алексея Толстого «Семья вурдалаков», а главную роль в ней сыграл мировая звезда и завсегдатай голливудских фильмов ужасов британский актер Борис Карлофф. Сюжет третьей новеллы основан на рассказе Ги де Мопассана «Капли воды», о медсестре, укравшей перстень у мертвой старухи.

 

«Хэллоуин» (1978), реж. Джон Карпентер

 

 

Первый хоррор американского режиссера Джона Карпентера окупился более чем в 150 (!) раз. У режиссера не было даже денег на костюмы, поэтому все актеры появляются в кадре в собственной одежде. Одним из подручных средств для декораций стала обычная белая бумага, из которой вырезали осенние листья, а музыку, ставшую не менее культовой чем картина, Карпентер написал сам вместе со своими друзьями за четыре дня. Фильм рассказывает историю о маньяке-психопате Майкле Майерсе, который в детстве зарезал свою сестру, а спустя 15 лет сбежал из психиатрической больницы с жаждой вырезать целый иллинойский городок.

 

«Кабинет доктора Калигари» (1920), реж. Роберт Вине

 

 

«Кабинет доктора Калигари», пожалуй, можно назвать первым действительно страшным фильмом ужасов – при имеющихся тогда возможностях создать что-то, что заставит зрителя бояться, было действительно сложно. Но немецкому режиссеру Роберту Вине в компании со сценаристами Карлом Майером и Гансом Яновицом это явно удалось. Гипертрофированные декорации и гротескная жестикуляция составляют основу постановки – именно за счет этих приемов создателям картины удалось изобразить мир глазами психически больного человека. В основу сюжета легли личные переживания сценаристов. Карл Майер однажды фактически стал свидетелем убийства девушки. Увидев красивую незнакомку в парке развлечений, Майер последовал за ней. Когда оба оказались в безлюдном месте, девушка скрылась в гуще кустов, а затем оттуда вышел мужчина в черной одежде и скрылся. На следующий день Майер прочитал в газете, что именно в том месте в ту же ночь была зверски убита молодая девушка. Что касается Ганса Яновица, его отец страдал шизофренией и покончил жизнь самоубийством.

 

 «Прикосновение» (1992), реж. Альберт Мкртчян

 

 

Русские кладбища, загробные голоса и погубленная семья – разбойно-могильная краса фильма советского режиссера Альберта Мкртчяна способна заставить дрожать от страха в любом возрасте. По сюжету главному герою, следователю Андрею Крутицкому, предстоит расследовать дело о самоубийстве молодой матери, которая перед смертью задушила подушкой своего сына. Муж погибшей рассказал, что ей часто являлся ее покойный отец и заставлял убить себя и сына. На следующий день муж кончает жизнь самоубийством, а скептичный следователь не берет в расчет мистические предпосылки, подозревая во всем преступный заговор. Но все меняется, когда ему является призрак отца покойной.

 

«Заклятие» (2013)

 

 

Если хочется посмотреть что-то современное про демонов, духов, куклу с проклятием или что-то в этом роде, лучшей кандидатурой без преувеличения будет «Заклятие» Джеймса Вана. Автор «Астрала» и двух первых частей «Пилы» определенно знает, что делать, чтобы зритель потом засыпал в муках с включенным светом. Сценаристы уверяют: фильм основан на реальных событиях. «Заклятие» рассказывает историю семьи Перрон, в доме которой поселился демон. Расследование берут в свои руки Эд и Лоррейн Уоррен, реально существующие медиумы. Лоррейн Уоррен даже помогала в написании сценария, однако, по ее словам, фильм все равно не передает всего того ужаса, который тогда царил в доме Перрон.

 

«Господин оформитель» (1988), реж. Олег Тепцов

 

Дебютная работа советского режиссера Олега Тепцова снята в стиле модерн. Действие происходит в Петербурге в начале XX века. Главный герой фильма, художник Платон Андреевич, делает скульптуры с неизлечимо больных людей, таким образом увековечивая их образ в вечности. Однажды его моделью становится молодая девушка Анна, смертельно больная чахоткой. Спустя много лет он встречает женщину по имени Мария, как две капли воды похожую на покойницу. Авторство музыкального сопровождения к фильму принадлежит гениальному композитору и музыканту-авангардисту Сергею Курехину, написавшему саундтрек для десятка фильмов и работавшего с группой «Аквариум».

 

Фото: кадр из фильма "Суспирия"

  • Комментарии
Загрузка комментариев...