Жизнь
«Будет ласковый дождь»: Такаси Мураками в «Гараже»
2 Октября 2017

Первая в России выставка японского художника и скульптора Такаси Мураками открылась в музее «Гараж». Читай, как понимать японское современное искусство, если совсем с ним не сталкивалась.

 

 

Масштабная выставка Мураками включает в себя более 80 работ, причем не только созданные в последнее десятилетие: Такаси показывает разные темы, которые волновали его на протяжении всего творческого пути, начиная с 90-х годов. Для простоты понимания все работы делятся на пять глав: каждая посвящена отдельному явлению в истории и культуре Японии, которые автор переосмыслил и представил зрителю. Как и многие японские деятели искусства, Мураками тонко и грамотно умеет смешивать Восток и Запад, представляя культуру и традиции своего народа в современной «оболочке».

 

 

Глава I – «Гэидзюцу» («Техника и обучение»). В этой секции художник знакомит зрителя с традиционными техниками японской живописи и рассказывает об особом отношении японцев к ежедневному труду. Дело, за которое берется человек, необходимо доводить до совершенства каждый день, оттачивая и оттачивая мастерство, неважно, что за работу ты выберешь: рисовать картины или готовить еду.

 

 

«Будет ласковый дождь» – первая строчка стихотворения 1920 года британской поэтессы Сары Тисдейл. Написанное после ужаса Первой мировой войны, стихотворение рассказывает о возможном уничтожении человечества. Именно этой строчкой назван фантастический рассказ-антиутопия Рэя Брэдбери о мире, уничтоженным ядерным взрывом. Тема ядерных атак, как и любого японца, всегда волновала Такаси: вся Глава II посвящена теме Хиросимы и Нагасаки. «Малыш и Толстяк» – так назвал эту секцию автор, «именами» двух ядерных бомб, сброшенных американскими войсками на японские города. Здесь представлены и ранние работы художника, и новые картины и инсталляции, созданные специально для выставки в Москве. Ядерная катастрофа стала для японцев точкой отсчета нового времени: именно после страшного события наступает расцвет культуры аниме и манги, как способа уйти от реальности. Антиутопия не нужна в мире, в котором она случилась на самом деле, зато нужны яркие и красочные мультфильмы.

 

 

Именно поэтому из главы «Малыш и Толстяк» зритель переходит к «Каваий» – Главе III. Культура косплея и аниме, захватившая массовую японскую культуру, не могла не отразиться в искусстве современных художников. Здесь также пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаза медузы».

 

Глава IV, «Сутадзио» («Студия») – это настоящий филиал творческой студии Такаси Мураками: здесь гости выставки смогут познакомиться с процессом создания работ знаменитого художника. Некоторые произведения Такаси и его команда заканчивали прямо в этой студии.

 

 

Творчеством Мураками будет пронизан весь «Гараж», в том числе и книжный магазин, и кафе, и лестницы: для этого явления придумана пятая Глава «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение»). Она не столь явная, зато представляет Такаси как талантливого декоратора и раскрывает его деятельность в корпорации Kaikai Kiki Co., она занимается различными просветительскими проектами.

 

 

Свой стиль Такаси Мураками называет «суперплоским», имея в виду основные приемы линий и некой мультипликационности в своих работах. Огромное влияние на художника оказали события марта 2011 года, когда случилось страшное землетрясение в Японии. Оно явно изменило подход художника к созданию арт-объектов. Цветы теперь растут из глухой темноты, а глаза фантастических существ изображены в виде взрывов, также появилось гораздо больше человеческих черепов и монстров.

 

Фото: instagram @garagemca

  • Комментарии
Загрузка комментариев...