Жизнь
Чистое искусство: Роман Полански и его главные фильмы
18 Августа 2017

Сегодня свой 84-й день рождения отмечает великий европейский режиссер, лауреат «Оскара» и Каннского кинофестиваля Роман Полански. Рассказываем о главных фильмах маэстро.

 

«Ребенок Розмари» (1968)

 

 

Картина, положившая начало моде на экранный демонизм. Молодая бездетная пара Розмари и Гай Вудхауз переезжает в новую просторную квартиру, где планирует растить будущих детей. Здесь супруги знакомятся с причудливыми пожилыми соседями, а вскоре у Розмари случается видение, будто бы она плывет на яхте, а ее муж превращается в демона и насилует ее. После этого девушка узнает, что беременна. Сюжет фильма основан на одноименном романе Айрона Левина, ставшем в то время бестселлером. Саундтрек к фильму написал приятель Полански, польский композитор Кшиштоф Комеда, автор композиций к целому ряду фильмов режиссера. Главные роли сыграли красавица Миа Фэрроу и американский актер и режиссер Джон Кассаветис, а Рут Гордон, сыгравшая странную инфернальную соседку, получила «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

 

«Жилец» (1976)

 

 

По-кафкиански абсурдная трагичная картина об играх разума, одиночестве и потерянности, экранизация романа Роланда Топора «Призрачный жилец». Очень личная работа режиссера, где он сам сыграл главную роль. По сюжету иммигрант Трелковский, мелкий офисный клерк (снова Кафка), перебирается в Париж и отправляется смотреть квартиру, где, как позже выяснилось, некогда произошел несчастный случай – последняя квартирантка пыталась покончить жизнь самоубийством. Консьерж уверяет молодого человека – жить здесь больше некому и он может смело заселяться. Чтобы убедиться, Трелковский навещает девушку в больнице, где застает ее с ног до головы в гипсе. Состояние бедняжки критическое, что Трелковскому на руку, он заселяется, но на этом перипетии не заканчиваются: соседи ведут себя враждебно и странно, и новый жилец начинает замечать и подозревать заговор. Главную женскую роль в картине сыграла французская актриса Изабель Аджани, музыкальное сопровождение, как подобает всем фильмам Полански, – на высшем уровне, авторство саундтрека принадлежит Филиппу Сарду, по сей день творящему для французского кинематографа.

 

«Отвращение» (1965)

 

 

Первый фильм ужасов режиссера. Черно-белая англоязычная лента с одной из главных красавиц кинематографа, на тот момент 22-летней Катрин Денев. «Классика ужасов от ученика создателей «Психо» – гласит слоган картины. Главная героиня, мечтательная маникюрша Кэрол, не спеша идет на работу и привлекает взгляды прохожих, потом так же не спеша домой и снова привлекает, и так каждый день. И ни что до поры до времени не выдает в ней опасную для общества психопатку, страдающую фобиями и галлюцинациями, которая однажды совершает страшный поступок. Режиссер снова обращается к темам двойственности сознания и сумасшествию – одним из ключевых в своем творчестве, а прототипом главной героини «Отвращения» и вовсе является сестра Романа Полански, страдающая умственным расстройством.

 

«Бал вампиров» (1967)

 

 

Одна из немногих комедийных работ маэстро, уморительный фильм-пародия на популярные в то время хорроры о вампирах. Профессор Абронсиус и его юный ассистент Альфред отправляются в Трансильванию с миссией истреблять вампиров. Метелью их заносит в крошечную таверну, где на каждый квадратный сантиметр приходится по несколько связок чеснока. Страх местных впоследствии объясняется страшным происшествием: красавицу-дочку владельца таверны, рыжеволосую Сару, похищает вампир. 34-летний режиссер в роли Альфреда, а в роли Сары – будущая жена Полански, американская актриса Шерон Тейт. Именно на съемочной площадке «Бала вампиров» начался страстный роман, так трагически оборвавшийся спустя пару лет.

 

«Китайский квартал» (1974)

 

 

Одна из самых коммерчески успешных работ режиссера. Гангстерский нуар в цвете с femme fatale, преступным семейным кланом, бесчинством и махинациями. Детектив Гиттс по найму молодой женщины Эвелин Малрей приступает к расследованию обстоятельств тайного романа супруга миссис Малрей. Взявшись за это дело, детектив Гиттс вскоре оказывается замешанным в череду коррупционных заговоров и интриг. Главные роли сыграли Джек Николсон и Фэй Данауэй. Картина получила «Оскар» за лучший сценарий и четыре «Золотых глобуса», а журнал Empire поставил ее на 13-е место в списке 500 лучших фильмов. В 1991 году «Китайский квартал» вошел в Национальный реестр фильмов США.

 

«Пианист» (2002)

 

 

Экранизация биографии великого польского пианиста Владислава Шпильмана, пережившего ужасы Второй мировой войны. Фильм является очень личной работой режиссера: война забрала всю его семью, его мать погибла в концентрационном лагере, а сам маленький мальчик попал в краковское гетто. Фильм отличается от остальных военных лент своей молчаливостью и отсутствием нерва, тем самым создавая атмосферу обыкновенной повседневности, которая и будоражит зрителя. Эдриан Броуди для роли Шпильмана сбросил 14 килограмм и, с целью почувствовать своего персонажа, ушел в отшельничество, съехав с квартиры и продав машину. «Пианист» стал одним из самых нашумевших фильмов 2000-х и подарил Броуди оскароносную роль, а Полански помимо заветной американской статуэтки получил «Золотую пальмовую ветвь». 

 

«Макбет» (1971)

 

 

Экранизация шекспировской трагедии, чуть ли не самая кровавая лента режиссера. Это первая работа Романа Полански после страшных событий, произошедших в 1969 году, когда банда Чарльза Мэнсона зверски убила находящуюся на девятом месяце беременности его жену Шерон Тейт. Многие критики усмотрели в фильме параллели с личной драмой режиссера. За количество насилия, жестокости и сцену с обнаженным Макбетом лента не досчиталась лестных отзывов, но это не лишает картину ее ценности. Фильм традиционно для Полански насыщен сюрреализмом и приемами театра абсурда.

 

Фото: архивы пресс-служб

  • Комментарии
Загрузка комментариев...