100 лет воспитания: как растут дети сегодня

Маруся Горфиль
10 Августа 2019
5 мин. на чтение
Этот текст об ошибках прошлого и о том, что нужно дать ребенку сегодня, чтобы он вырос достойным человеком. Хотите знать, как растили детей предыдущие поколения и как теперь это делаем мы, нынешние тридцатилетние? Читайте.

Император и церковь

Воспитание в 1900–1910-е

Настроения

В дореволюционной России традиционно сложилась патриархальная система воспитания: отец — глава семейства, религиозные догматы — вместо учебников. В 1908 году было таки введено обязательное начальное образование. И количество грамотного населения начало расти. В 1913 году было уже 54 % грамотных мужчин и 26 % женщин. И к изучению Закона Божьего добавилось много научных предметов — математика, география, история, физика.

Роль матери

До революции женщины в основном занимались детьми и бытом. Большие семьи (с количеством детей больше четырех) считались нормой, а отец и мать — главными наставниками в жизни.

Имена

Владимир Михайлович Бехтерев — русский психолог, который считал, что правильно организованное воспитание гармонично развивает физические и духовные силы ребенка, формирует твердые убеждения, стойкий характер, волю и другие качества личности.

Что выросло

Патриотическое воспитание дало свои плоды — многие из детей, родившихся в начале XX века, стали военными. А войн на их долю пришлось немало. Как и перемен. Многие из тех, кто не был согласен с новой властью (после революции), вместе с родителями уехали за границу.

Государство вместо семьи

Воспитание в 1920, 1930, 1940-е

Настроения

После революции будущие матери получили и родильные дома, и квалифицированную помощь во время родов. Собственно, в это же время появились первые советские школы, цель которых сводилась к «воспитанию полезного члена общества». Ученый совет при Наркомпросе вообще заменил термин «образование» на понятие «социальное воспитание». Так государство пыталось вытеснить из процесса воспитания практически основную его составляющую — институт семьи.

Роль матери

Сравнительно невысокая. В итоге наши бабушки и дедушки стали уникальным поколением, которое было воспитано не столько родителями, сколько государством.

Имена

В это время жили два величайших педагога — Януш Корчак в Польше и Антон Семенович Макаренко на Украине. Первый до сих пор известен своими гуманистическими принципами — не давить на ребенка, быть с ним честным, не унижать и так далее. Многое из этого актуально и сегодня. Однако тогда более близким оказался метод Макаренко. Он утверждал, что нет лучше воспитателя для личности, чем коллектив.

Что выросло

Знаменитое «сын за отца не отвечает» немного смягчило ситуацию 1930-х годов, но Великая Отечественная война все равно получила огромное количество несовершеннолетних бойцов. Дети, выросшие на поле боя, были вынуждены быстро повзрослеть. И когда они начали обзаводиться собственным потомством, они просто передавали своих сыновей и дочерей в заботливые руки родителя-государства.

Дети по ГОСТу

Воспитание в 1950, 1960, 1970-е

Настроения

Начиная с 1950-х годов в стране почти не остается безнадзорных, не охваченных системой образования и здравоохранения детей. Ясли — сад — школа — октябрята — пионеры — комсомол — партия. Жизнь детей была подчинена нормам. Количество прогулок, сна, а также рост, вес, размеры частей тела — все сверялось по таблицам, и любые отклонения воспринимались педиатрами с негативом. Как и проявление несогласия, которое подавлялось учителями и считалось результатом «неправильного воспитания».

Роль матери

Все силы государства в это время были брошены на поднятие рождаемости. Многодетным семьям назначались пособия, выделялись квартиры, а «Матерям-героиням», воспитавшим не менее десяти детей, вручались ордена. При этом с мнением матерей мало кто считался, им оставалось лишь строго следовать предписаниям. Все это усложнялось бытовыми трудностями. В то время вместо «купить» в обиходе прочно засело слово «достать». И рутинная покупка детских ползунков превращалась в битву. По сути, детей воспитывали задерганные инструкциями, вынужденные рано выходить на работу, неуверенные в себе женщины.

Имена

В это время в руки советским мамам и папам впервые попадает книга «Ребенок и уход за ним» американского педиатра Бенджамина Спока (ее перевели на русский язык лишь в 1956-м). Спок советовал не класть свою жизнь на алтарь служения младенцу и призывал растить детей в атмосфере любви. Сегодня методы Спока критикуют (например, его совет приучать ребенка спать на животе многие педиатры считают опасным), но в то время именно он помог вернуть женщинам радость материнства.

Что выросло

Советские дети — это наши родители. Герои фильма «Москва слезам не верит». Они верили в любовь и все как один хотели стать космонавтами, врачами или учителями. Но воспитывались они в соответствии с идеологическими шаблонами, распространяющимися буквально на все: от правил поведения и образа мышления до банального выбора одежды.

«Недолюбленное» поколение

Воспитание в 1980-е и 1990-е

Настроения

В 1980-е юные советские граждане больше не хотели строить коммунизм, они хотели сами выбирать, кем быть, чем заниматься, что слушать и читать, во что одеваться. Это по-своему уникальное поколение, рожденное в одном, а выросшее уже в совершенно другом государстве. В 1990-е границы рухнули, но жить по-прежнему было тяжело — всюду талоны и очереди.

Роль матери

На этом фоне рождаемость резко сокращается. К задержкам зарплат добавляется отсутствие уверенности в завтрашнем дне и высокий уровень женской занятости. В тех семьях, где все-таки появлялись дети, забота матери обычно сводилась к обеспечению лишь физических потребностей ребенка.

Имена

В 1995 году вышла книга психолога Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Автор уверена: «проблемные», «трудные», «несчастные» дети не могут быть такими сами по себе. Обычно это реакция на отношения в семье. Учить родителей разговаривать с детьми — вот необходимость этого времени.

Что выросло

«Родина — мать, партия — отец» уходят в прошлое. Так что те, кто родился и вырос ближе к 1995 году, уже не застали Советского государства и потому считаются первым «свободным» поколением. Но по сути дети, чье детство пришлось на «лихие 90-е», выросли на улицах. Пока родители зарабатывали деньги, дети были предоставлены сами себе. Так что инфантилизм нынешних миллениалов можно объяснить дефицитом родительской любви.

Осознанность и адекватность

2000-е — сегодня

Настроения

Если объединить все последние веяния, достижения и точки зрения, можно выделить главный принцип современного воспитания — осознанное родительство. В целом оно подразумевает понимание своей роли и влияния, которое вы оказываете на ребенка. Осознанные родители стараются учитывать право ребенка на эмоции и не запрещают ему их проявлять. Они растят не «принцесс» и «защитников», а следуют гендерному нейтралитету. Они не заставляют доедать все до последней крошки и стараются научиться интуитивному питанию. Они уважают личное пространство и стучатся в комнату даже к малышам. Уделяют внимание раннему развитию, но стараются не перегружать ребенка развивашками. Они думают об экологии и привыкли шерить детские вещи и игрушки.

Роль матери

Сто лет понадобилось нам, чтобы перестать воспринимать воспитание как тяжкий труд, вернуть себе право голоса, выбора и ответственность за принятие решений. И отцов как полноправных участников родительства. Мамы перестали безвылазно сидеть дома с детьми, поэтому городское и общественное пространство вынуждено подстраиваться под их нужды. Так, в ресторанах появляются игровые уголки, комнаты для пеленания, развивается уважение к кормлению в общественных местах.

Имена

Надежными проводниками в мир родительства и воспитания сегодня стали, например, психолог Людмила Петрановская и педагог Дмитрий Зицер. Если попытаться свести воедино их советы на тему воспитания, то можно вывести три основных принципа. Первый — изучить вопрос: прочитайте хотя бы несколько книг про беременность, роды и раннее развитие. Второй — разобраться с собой: наше собственное воспитание и отношения с родителями влияют не только на то, как мы строим свою семейную жизнь, но и на наше отношение к детям. И третий — считать ребенка равным. Именно такое отношение остановит вас от криков и шлепков, позволит проявить эмпатию, понять, что в голове у ребенка и что делать в конкретной ситуации.

Что вырастет

Время покажет. Но чтобы не отставать, не бойтесь изучать этот мир и старайтесь следить за тем, что в нем происходит. Да, гендерное равенство, стремительно развивающиеся технологии, все растущая роль соцсетей и другие приметы 2010-х могут немного пугать, но именно это уже стало неотъемлемой частью мира, в котором будут взрослеть ваши дети. И только от вас зависит, сможете ли вы разговаривать с ними на одном языке.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...